В чьих интересах?
Жители деревни со звучным названием Крутая Кстовского района давно мечтают о том, чтобы их дети не грязь месили по дороге в школу, а шли по нормальной асфальтированной дороге. Парадокс, но в деревне, расположенной в 10 минутах от центра региона, рядом с федеральной трассой М‑7, хорошей дороги не было никогда. Что уж вести речь о глубинке. — Семь лет назад в Крутую провели газ, недавно сделали хорошее освещение, — рассказывает староста деревни Евгений Баранов. — Здесь больше 100 домов, много молодых семей, детей. Но отсутствие дороги сдерживает развитие деревни. Наши ребятишки ходят в школу, расположенную в поселке Ждановский. Вон она, рукой подать, а добраться невозможно. Школьный автобус сюда не приезжает, потому что деревня близко от поселка, километраж не позволяет. При этом добраться до школы весной или осенью — огромная проблема. Там же, в Ждановском, детский сад, поликлиника, магазины. Жители рассказывают, что, пока дети дойдут до школы, все испачкаются и промокнут. Идти сначала надо по деревне, а потом через поле. Федеральную трассу теперь перейти невозможно, год назад поставили колесоотбой, спасает только оставшийся от былых времен скотопрогон. Естественно, он не оборудован должным образом. Отпускать одних школьников небезопасно. Но выбора нет. Впрочем, непросто добраться от Крутой до Ждановского и на машине. И все благодаря тому самому колесоотбою. Теперь надо доехать до поста ГАИ перед вхездом в Кстово, там развернуться — и обратно, до Ждановского. Поразительно: рядом с федеральной трассой находится населенный пункт, в котором больше 100 домов, но нет ни пешеходного перехода, ни светофора, ничего. Живите, как хотите. И все же вернемся к дороге в деревне Крутой. Как рассказал бывший глава администрации Большеельнинского сельсовета Кстовского района, ныне депутат Евгений Палавин, вопрос этот решался весьма конкретно еще в прошлом году. — В 2009 году средств не хватило, — рассказывает Евгений Сергеевич. — Тогда, в декабре 2009-го, когда верстали бюджет, приняли решение включить дорогу в план 2010 года. То есть в бюджете этого года асфальтирование дороги в деревне Крутой предусмотрено. Цена вопроса 6 млн 250 тысяч рублей. Общий бюджет на этот год Большеельнинской сельской администрации — 31 млн. Есть решение представительного органа, готова проектно-сметная документация, дело за аукционом, чтобы выбрать подрядную организацию. — Аукцион рационально было бы провести сейчас, потому что практика показывает, что при выборе подрядной организации цена падает примерно на 40 процентов, — продолжает Евгений Сергеевич. — Соответственно, удалось бы сэкономить часть средств и направить их на другие объекты. Несомненно, до конца года их успели бы освоить. Однако недавно жители узнали, что проводить аукцион никто не спешит. В одном из документов говорится: «…до принятия решения по строительству дороги в д. Крутая новым составом депутатов Большеельнинского сельсовета аукцион по строительству не проводить». Действительно, в марте прошли выборы в представительный орган Большеельнинского сельсовета. Однако жители в недоумении: какое это имеет отношение к благоустройству их деревни, если вопрос был уже решен?! Многие видят в этом политические игры, замечая, что, видимо, не за того проголосовали. Как бы то ни было, в мае должна состояться следующая сессия депутатов Большеельнинского сельсовета, местные жители надеются, что на ней избранники народа будут руководствоваться только интересами людей.