Site icon Нижегородская правда

В Литературном музее Горького реставраторы обнаружили уникальные исторические находки

Литературный музей Горького

Старинные особняки всегда таят много загадок, и часто раскрывают их при ремонте, словно в благодарность реставраторам за работу. Так случилось и со зданием Литературного музея Горького, в котором сейчас идёт самая масштабная реставрация за всё время его существования. В ходе работ в здании на улице Минина нашлись поистине удивительные вещи.

Старинный дом

В истории этого дома множество тайн, точно неизвестно даже имя его архитектора. Не сохранились и чертежи. Владельцев усадьбы было несколько, и каждый перестраивал её на свой вкус. Деревянный домик купца сменил особняк баронессы Фредерикс, а в 1879 году усадьбу приобрела Варвара Бурмистрова, представительница рода Рукавишниковых. То, как дом выгладит сейчас, именно её заслуга.

Благодаря её заботам он превратился в красивейшее здание с оранжереей. Была у дома и веранда, которую сейчас восстанавливают. Причём делают это по фотографиям, которые принесли посетители музея, которые когда-то жили в этом доме. Такой террасы – открытой веранды – в городе больше не было. Её снесли в 1958 году, когда пристраивали кинобудку для показа кино в Дубовом зале. А сейчас, восстанавливая фасад, его утраченные лепные детали и вазоны, решили восстановить и веранду.

– Это будет очень интересное пространство, – рассказала нам заведующая Литературным музеем Елена Агафонова. – Она станет и театральной площадкой, и местом для общения, и своеобразным летним кинотеатром.

Реставрационные работы в музее должны быть завершены в декабре этого года.

Тёплый приём

Вскрыв полы, реставраторы убедились в том, что отлично сохранилась и система тёплых полов, которая согревала особняк Бурмистровой. Оказывается, такое роскошество вовсе не достижение современности.

– Это система воздуховодов под полом, которая разгоняла тёплый воздух, и он грел пол, – рассказали подробности сотрудники музея, обследовавшие каждый сантиметр этого уникального сооружения. – Пол в особняке сделан в несколько слоёв, между которых и располагаются воздуховоды, вокруг которых насыпано примерно 10 см мелкого песка. Система работала так: вентиляционные камеры в доме из подвала вели на крышу, спины печей и каминов выходили в эти шахты.

Благодаря чугунным теплообменникам тёплый воздух подавался по воздуховодам прямо в комнаты, где и отдавал тепло песку и полу. Так весь день в доме было тепло. Так что Бурмистрова одной из первых в Нижнем наслаждалась тёплыми полами!

Уникальные находки

Сейчас музей не узнать. Богатые дубовые панели из знаменитого зала демонтированы, сегодня над ними работают реставраторы, кропотливо восстанавливая детали деревянного декора из разных пород дерева. Демонтировали и сцену, и именно под ней нашли уникальные изразцы от печей и детали интерьера из Белого зала. Когда-то по обеим сторонам огромного зеркала там стояли напольные подставки, которые, скорее всего, использовались для керосиновых ламп. Они считались утраченными, и сотрудники музея видели их только на фотографиях. И вот – о чудо! – они нашлись и будут восстановлены.

Изразцам повезло меньше – фотографий печей не осталось. Но они войдут в будущую экспозицию музея. В процессе ремонта не только вскрывали полы, но и снимали двери, и нашли ещё одну дверь – так называемую сейфовую дверь в комнате-сейфе, где хозяева хранили ценные бумаги и драгоценные вещи.

– Настоящая хорошая сейфовая дверь, – делится радостью от находки заведующая. – Она вела из комнаты во двор.

Расчистив её, мы нашли клеймо мастера. Очень много интересных деталей выявляется при расчистке стен. Например, Белого зала. Мы узнали, где было покрыто золотом, какая была колористика у этого зала, где были росписи и барельефные изображения.

И если детали интерьера сотрудники музея представляли по старым фотографиям, то колористика стала для них настоящим открытием. Так что посетители музея теперь увидят его в несколько ином виде. В Белом зале появится немного золота и роспись. Реставраторы уверяют, что интерьеры будут воссозданы с максимальной точностью. Ревностно следят за процессом работ и сотрудники музея, одновременно делая проект будущей экспозиции. Научная концепция уже готова, и сейчас разрабатывается художественный проект.

Exit mobile version