Для поклонников художественного музея у нас две новости, и обе хорошие. Весной музей закрывается на ремонт, и это обещает зрителям обновлённое помещение и встречи с новыми экспозициями. А до конца февраля, пока ремонт ещё не начался, здесь расположилась выставка, на которой можно увидеть самые эффектные полотна коллекции, представляющие советскую живопись.
Сделано в СССР
Она так и называется «Советская живопись 1960–1970-х годов» и переносит посетителей во время расцвета советской эпохи. В годы, когда художники вдохновлялись не гламурными символами успешности, а самыми обычными людьми. И находили в них такие черты, что рассматривать их портреты – истинное удовольствие. Серьёзные умные взгляды, натруженные руки, глубокие чувства.
В этих людях чувствуется сила и уверенность. Искусствоведы называют живопись того времени «суровым стилем». Это направление выражало энергию времени грандиозных строек, освоения космоса и дальних земель. Но на самом деле они вовсе не суровы.
Знаменитый цикл работ «Мы на БАМе» Вячеслава Жемерикина очаровывает своими яркими чистыми красками и светом. Прелестные девушки, мужественные юноши, залитые солнцем пейзажи. Неудивительно, что глядя на такие работы романтикой БАМа заражались тысячи молодых людей и, собрав рюкзаки, отправлялись покорять неизведанное. А художники ездили туда в творческие командировки и привозили впечатления, которые и рождали такие светлые, сильные, волнующие и зовущие в путешествие работы.
Синее на синем
Есть в экспозиции картина, которая приводит к себе посетителей снова и снова. Недаром именно она изображена на афише выставки. Это знаменитое полотно Виктора Попкова с незатейливым названием «На работу». На тёмно-синей стене музея, контрастирующей с тёплым охристым оттенком паркета, картина, на которой по песчаной дороге на фоне бирюзовой воды мчатся мотоциклист и его девушка, создаёт просто ошеломительный эффект. Кажется ещё чуть-чуть, и ты услышишь звук двигателя этого мотоцикла, тебя обдаст волной свежего ветра и одновременно воздуха, наполненного запахом бензина! А главное – полотно излучает спокойствие, уверенность и счастье, то самое, что наверняка испытывали герои, запечатлённые на нём. А вы испытываете счастье по пути на работу?
Не менее сильное впечатление и от картины «Молодые художники» Игоря Корнева. Любители живописи, которые до сих пор высказывают догадки, над каким же монументальным полотном они так задумались. Три образа, три характера, три настроения, слитые в единое целое. А на соседней стене работы братьев Холуёвых. Владимир Холуёв – удивительный художник, создавший великолепный портрет литейщика в манере импрессионизма. Необычно видеть портрет рабочего, созданный в таком цветовом решении и стиле. Интересно проследить семейные черты в живописи братьев. Вроде бы разные, но такие похожие!
Мужчина в красном
Сразу обращает на себя внимание портрет тракториста, созданный Виктором Малиновским. Пронзительные голубые глаза человека с портрета заглядывают прямо в душу зрителя. А его сложенные на груди загорелые грязные руки и красная майка дополняют образ, правдивый в каждой детали. Историю этой картины рассказала заведующая отделом отечественного искусства и выставочной работы Наталья Соколова. Оказывается, художник увидел этого колоритного тракториста, когда был в творческой командировке в одном из горьковских колхозов. Он так вдохновил живописца, что тот несколько дней подряд уговаривал мужчину ему попозировать. И как-то в обеденный перерыв уговорил! И написал этот портрет за один-единственный перерыв, быстро и в один слой.
Эта выставка – настоящая энциклопедия советской трудовой жизни. Она рассказывает посетителям о трудовых буднях строителей БАМа, сталеваров, монтажников и других рабочих людей. Все они показаны зрителю крупным планом в статичных позах в типических обстоятельствах своего времени и с минимумом жанровых черт. И в этой кажущейся простоте заключено очарование экспозиции, словно остановившей время. Не меньше очарования и у работ, посвящённых отдыху советских людей. Первые шаги малышки, подготовка к празднику, магазин, прогулка – жанровые зарисовки, отразившие тему деревни, стремление увидеть необыкновенное в обыкновенном, идею единства человека и природы. Ушедшая, но такая близкая эпоха.
6+