В Нижнем Новгороде руководить хором ветеранов взялся студент
Газета "Нижегородская правда" №64 от 19.09.18
Подписка на газетуВ Нижнем Новгороде руководить хором ветеранов взялся студент. Пенсионеры в Гарике души не чают, в то же время не скрывают: строг. Почему четверокурснику в свободное время интереснее не с приятелями встречаться, а разучивать новые песни с людьми почтенного возраста, как пенсионеры, у многих из которых внуки старше Гарика, восприняли такого руководителя, мы расспросили участников необычной истории.
Из Сибири – с любовью
История необычна уже в предисловии, потому что Гарик Кюркчян – не дальше не ближе – из Сургута. Точнее, изначально из Армении, а в Сибирь семья переехала 18 лет назад.
– Родители – простые люди: мама Мариам Рафиковна – медработник, папа Торос Мартиросович – полицейский, – рассказывает Гарик. – Но в доме всегда звучала музыка. Отец прекрасно поёт, в России с друзьями даже организовал небольшой ансамбль.
Наш герой пошёл в обычную школу, но через пару месяцев пришли, как он вспоминает, какие-то люди и стали первоклассников по одному вызывать.
– Я даже не понял, что происходит, – улыбается наш собеседник. – Оказалось, это было прослушивание. Объявили, что из всех учеников отобрали двоих и приглашают в местный филиал Хорового училища имени Глинки. Одним из счастливчиков оказался я.
После двух лет обучения Гарика пригласили в Санкт-Петербург. Родители не могли переехать и скрепя сердце отпустили 8‑летнего сына одного. Гарик ещё два года учился и жил в интернате, а потом вернулся на лето домой, и мама уже не нашла в себе сил отпустить его обратно в Питер. Талантливого мальчишку приняли в Сургутский колледж русской культуры. На последнем курсе случился всероссийский конкурс по дирижированию в Нижнем Новгороде. Участник из Сургута стал лауреатом и получил право поступить в любую консерваторию. Гарик выбрал нижегородскую, дирижёрский факультет.
Спелись
Наш герой учился на втором курсе, когда его преподаватель профессор Куржавский как-то сказал, что у него есть знакомые в хоре ветеранов. Хор остался без руководителя. Предложил:
– Может, попробуешь? Для твоей практики будет неплохо.
До этого Гарику приходилось дирижировать детским хором. Но ветераны – это было впервые.
– Когда я пришёл в городской Дом ветеранов, где занимается хор «Надежда», шла репетиция, – рассказывает наш собеседник. – Тихонько сел в углу. На меня смотрели с удивлением и любопытством. В конце репетиции понял, что мне надо что-то сказать и что решение у меня уже есть. Вышел и сообщил: «Я буду вашим дирижёром».
Гарик признаётся: почувствовал, что участники хора сначала отнеслись к нему настороженно. Спрашивали: «Вы будете нас учить? А вы руководили хором?» Говорит, что отнёсся к этому спокойно.
– Для меня не имеет значения, сколько человек в хоре, какого они возраста, какой национальности, – объясняет герой (он кстати, ещё и регент в армянской апостольской православной церкви). – Есть общие требования. И всё же в случае с ветеранами есть особенности. У них свои темы, интересы. Где лучше купить помидоры, как засолить, где какие продают лекарства – всё это они в перерыве обсуждают. А я мотаю на ус – вдруг пригодится! Но разговоры только в свободное время, на репетиции это запрещено.
Вместо нот
– На море пал златой багрец, на землю – тьмы завеса, – снова и снова выводит хор произведение Эдварда Грига. А дирижёр всё недоволен: «Сначала!»
– Добивается совершенства! – улыбается Наталья Банникова, которая занимается в хоре уже 22 года. – Нам приходится нелегко: Гарик Торосович даёт очень трудные произведения. Но мы стараемся! Это хор, который поёт классику, и мне это нравится.
В свои 80 Наталья Сергеевна два раза в неделю ездит на репетиции с Бора.
– Не могу оставить это занятие, – объясняет. – Эти люди стали мне родными!
Валентина Ефимовна Гамова, участница хора с 11-летним стажем, признаётся, что песня помогает ей жить. А Евгения Александровна Фонтанова, которой 22 сентября исполнится 85, не только никогда не пропускает репетиций, но и полна идей: концерты, которые хор даёт каждый месяц, прекрасно дополнили бы стихи.
– Многие участники хора не знают нот, но это им не мешает, – улыбается концертмейстер Анастасия Ромадина. – Кто-то всё воспринимает на слух, кто-то разработал свою систему значков, делает пометки стрелочками.
Концертный состав хора – 20 человек. А руководитель говорит: нам бы ещё столько же!