В Нижний Новгород впервые привезли работы знаменитого художника
Газета "Нижегородская правда" №35 от 23.05.18
Подписка на газетуНа вопрос, кто самый гениальный немецкий художник всех времён и народов, обычно отвечают: Дюрер. Но далеко не каждый любитель живописи видел работы основоположника искусства немецкого Возрождения в подлиннике. И вот такая возможность появилась у нижегородцев.
«Возрождение» легенды
В уютном зале дома купца Сироткина на Верхневолжской набережной открылась выставка «Откровение: Альбрехт Дюрер и искусство Северного Возрождения». Основой экспозиции стала знаменитая графическая серия «Апокалипсис». Это первый случай экспонирования его работ в Нижнем Новгороде.
Дюрер был первым немецким художником, который работал одновременно в обоих видах гравюры – на дереве и на меди. Серия «Апокалипсис» – его первая крупная самостоятельная работа в технике ксилографии – обрезной гравюры на дереве, выполненная на досках большого размера. Каждый лист имеет монограмму художника. Серия, над которой художник работал с 1496 по 1498 год, включает в себя 15 иллюстраций и титульный лист.
При жизни Дюрера серия несколько раз переиздавалась. Первые два издания на немецком и латинском языках вышли в 1498 году. Германия тогда переживала тяжёлые времена: эпидемии, в том числе чумы, волнения и религиозные распри. Современники Дюрера видели в текстах Священного Писания параллели с окружающей действительностью, поэтому отзвуки всех бед страны нашли отражение в его гравюрах. Листы экспонируются только с одной стороны, хотя на обороте некоторых есть текст. До Дюрера обычно рисунки и текст помещались на одном листе, но он изменил это правило, сделав рисунок самостоятельным, причём иногда у него содержание текста не совпадает с изображением.
Тончайшая проработка деталей поражает своей филигранностью. А ведь в распоряжении художника был только резец и доска, чуть дрогни рука – и гравюра испорчена. Но рука гения всегда была тверда. Искусствоведы объясняют такое неповторимое мастерство художника тем, что у него был ещё и дар ювелира – он учился этому у своего отца.
Тонкая работа
Сохранность гравюр просто потрясающая, и некоторые посетители даже усомнились в их подлинности. Но музей уверяет: Дюрер настоящий. Кстати, все гравюры принадлежат коллекционеру, хотя в частных руках полные собрания – редкость. Зато они есть во всех крупнейших музеях, включая Лувр, Альбертину, Дрезденский гравюрный кабинет, Музей Пушкина и Эрмитаж. Точный тираж серии неизвестен, предполагают, что было отпечатано примерно 500 – 800 листов. Стоимость гравюр доходит до 100 тыс. евро, а несколько лет назад Британский музей приобрёл всю серию за 1,4 млн долл.
Серия предназначалась для всех слоёв общества – от учёных-гуманистов до простых бюргеров, поэтому художник стремился к приближенным к жизни образам. Множеству туманных намёков Апокалипсиса о конце света Дюрер придал конкретный вид и актуальный смысл. Почти в каждом листе видна идея противопоставления добра и зла, света и тьмы. А вот понять глубинный смысл гравюр может лишь знаток Апокалипсиса, для которого «видение семи светильников», «снятие шестой печати», «Иоанн, проглатывающий книгу» или «жена, облачённая в солнце» – не просто слова.
А вот «профессии» знаменитых «Четырёх всадников» на гравюре, принесшей Дюреру мировую славу, угадывают почти все. Первый – лучник-Победитель. Всадник, занёсший над головой меч, символизирует Войну. Третий – Голод, держит в руках весы. Четвёртый – Смерть – это исхудавший старец с трезубцем, восседающий на тощей лошади, без подков на копытах. За ними следует ад, который Дюрер изобразил в виде чудовищного зверя с открытой пастью. Они топча людей мчатся вперёд, и никто от царя до крестьянина не избежит расплаты за грехи. Мрак Дюрер создаёт, тесно сближая почти прямые чёрные линии. Тьма словно движется. А горизонтальная штриховка служит фоном для коней, мчащихся во весь опор. Образ скачки невероятно выразительный и объёмный, и производит фантастическое впечатление.
Экспозиция дополнена немецкой живописью и деревянной скульптурой XVI века из собрания Нижегородского художественного музея, которые представляют творчество современников и последователей Дюрера. Например, знаменитая «Лукреция» кисти выдающегося немецкого живописца и графика Лукаса Кранаха Старшего или работы неизвестных художников, в которых угадывается нечто общее с работами Дюрера. Увидеть эту уникальную выставку можно до 19 августа.
(12+)