В поисках сходства с Богом
— Можем ли мы жить без воздуха? — Нет! (детскими голосами, хором). — Но мы же его не видим. А дышать без него невозможно. А можно ли увидеть любовь? Правильно, ее можно только почувствовать через ее проявления. Вот вам ответ на вопрос, почему мы верим в Бога, хотя не можем увидеть его. Мы не видим воздух, любовь, страх, но знаем, что они существуют. Господь виден в его проявлениях — он создал природу, звезды, весь наш бесконечный мир. И когда некоторые говорят: «Я не верю в Бога!», они ошибаются, и нам их жалко. Такими беседами начинаются уроки в воскресной школе при Спасском Староярмарочном соборе. Специально подготовленные на катехизаторских курсах педагоги (это плюс к «обычному» педагогическому диплому) занимаются с тремя возрастными группами детей. Самым младшим нет и 5 лет, а самым старшим около 16. Малыши с удовольствием рисуют на заданную тему, например, «Райский сад», делают аппликации, раскрашивают иллюстрации к прочитанным учителем рассказам. С 9 лет ребята занимаются в кружке мягкой игрушки, учатся уже «правильно» рисовать — работы потом выставляются по праздникам в православном центре Николая Чудотворца. Причем «новеньких» принимают в течение всего учебного года: кто не успел записаться в сентябре — все равно не опоздал. — Мой старший сын уже третий год ходит сюда, — рассказывает Наталья, мама 12-летнего Егора. — Нам особенно нравится, что их тут учат петь и рисовать, причем вполне профессионально. Где еще с нашими детьми будут заниматься бесплатно? Младшего сюда тоже обязательно приведу, как подрастет. Пятилетняя Маша здесь первый год. В ее ранце — альбом для рисования, цветные карандаши, ножницы, сменная обувь и головной платок. Покрывать голову платком, впрочем, девочек и сидящих неподалеку мам в обязательном порядке не заставляют, хотя занятия проводятся в помещении крестильного храма. Но большинство все же накидывает легкий газовый шарфик. По примеру учительницы. — Я все не решалась сама приступить к разговору с ребенком о Боге, — делится мама другой маленькой девочки. — Не знала даже, какие слова подобрать для такой беседы. А здесь детям рассказывают о православии так интересно, приводят конкретные примеры из обычной жизни. Объясняют, и почему родителей надо слушаться, и как молитва помогает в трудных ситуациях. Преподавательница не боится говорить с детьми даже о самом грустном — о смерти. Многие ли из родителей рискнут поговорить с дошколенком на эту тему? Между тем пятилетний ребенок, как свидетельствуют психологи, уже задумывается об этом. И хорошо, если ему сумеют рассказать о неизбежном, не вызвав страха или депрессии. «Что происходит с душой человека после смерти?» — задает вопрос Наталья Федоровна, и дети жизнерадостно перебивают друг друга: «Она попадает в рай!» «Да, если это душа доброго, хорошего человека,- продолжает учительница. — А если это душа злого человека, который совершил много плохого?» Тема рая и ада выводит на обсуждение конкретных ситуаций из детской повседневности, малыши наперебой вспоминают, что хорошего они сделали в последнее время. Воспитательный момент таких бесед очень важен, тем более что в детском саду или в школе на это вообще не отводится времени. Тридцатилетний педагогический стаж Натальи Федоровны помогает ей доносить до маленьких собеседников самые сложные вопросы бытия в доступной и интересной для них форме. Очередной вопрос учительницы застал воспитанников врасплох: «Как вы думаете, чем человек похож на Бога?» Маленькие шалуны подперли щечки ладошками, притихли. «Бог есть любовь, и человек тоже способен любить, — дав малышам минутку на раздумья, отвечает она на свой вопрос. — Мы похожи на Бога душой. А еще у человека, как у Бога, есть свободная воля. Господь дал нам свободу выбора — совершать добрые или дурные поступки…» С более старшими в воскресной школе изучают Закон Божий, литургику, историю древней Церкви, жития святых, по которым они сдают в конце года самый настоящий экзамен духовнику школы. Проучившись в воскресной школе лет 5 – 7, выпускники получают диплом о ее окончании. Такой документ желательно иметь при поступлении в епархиальное духовное училище или в семинарию. А еще они совершают паломнические поездки по святым местам области: уже побывали в Городце, Суздале, Владимире. — «Андрей-воробей, не гоняй голубей!» — распеваются на объединенном занятии музыкой и маленькие, и большие. — Тянем, тянем звук! И отчетливее произносите слова! — музыкальный педагог Анна Олеговна вкладывает в урок всю душу. — А теперь пропоем быстрее… Ребята постарше поют уже хорошо поставленными голосами, слаженным хором. Для малышей это еще просто развлечение, кто-то просто выкрикивает слова немудреной песенки. Анна Олеговна через год-другой «слепит» из этого «кто в лес, кто по дрова» такой же четкий коллектив, как у старших. Здесь никого не отбраковывают за «бездарность», хвалят просто за усердие… и любой ребенок при регулярном посещении занятий начинает вполне сносно петь. — Тебе нравится ходить сюда? — спрашиваю мальчишку лет десяти. — Конечно! — А почему? — Тут интересно, много праздников готовим. Праздников в православии действительно много, и ребята под руководством педагогов готовят инсценировки, спектакли, концертные номера. На одной из предпраздничных репетиций удалось побывать. Девочки и мальчики под аккомпанемент фортепиано пели что-то нежно-задушевное. Их лица светились настоящей радостью, какую не увидишь на школьных уроках пения…