В России предложили снизить бюрократическую нагрузку на ученых и создать новую модель аспирантуры
Руководитель образовательного центра «Сириус» Елена Шмелева предложила снизить бюрократическую нагрузку на ученых и создать новую модель аспирантуры в России. Об этом сопредседатель Центрального штаба ОНФ заявила во время встречи с молодыми специалистами Национального исследовательского центра «Курчатовский институт».
По словам Шмелевой, необходимо изменить порядок проведения конкурсов на научные исследования. Средства поступают под конец года, и отчитаться за них нужно тоже до конца текущего года.
«В таких условиях ученым в сжатые сроки приходится выполнять и исследовательскую работу, и огромную бумажную работу для отчетов. Так быть не должно. Они должны заниматься исследовательской работой, а не бюрократической, да еще и в спешке», – заявила руководитель «Сириуса».
Она уверена, что нельзя наказывать ученых за формальные недочеты в сопроводительных документах: науку и прогресс не должны «останавливать» бумажки.
«Нужно изменить порядок проведения конкурсов на научные исследования. Проводить их либо в первом полугодии текущего года, либо, если необходимо провести их в конце года, сдвигать сроки предоставления отчетности на следующий год», – считает Шмелева.
Представители научного сообщества поддерживают инициативу, предложенную Еленой Шмелевой.
«Я всегда за уменьшение бюрократических нагрузок. Действительно, во время проведения конкурсов нам необходимо писать большие заявки и собирать много бумаг. Инициативу поддерживаю, но должны быть понятны правила игры», – рассказал редакции сайта pravda-nn.ru ректор НГТУ им. Р.Е.Алексеева Сергей Дмитриев.
Также во время визита Елена Шмелева предложила внести изменения в законодательство для создания новой модели аспирантуры.
Руководитель «Сириуса» отметила, что жесткие требования ФГОС мешают развитию науки и реализации молодых учёных.
«С 2012 года почти в полтора раза сократилось количество научных организаций, которые готовят аспирантов. Причем это произошло в том числе за счет организаций, где проводятся значимые научные исследования. Двойная регламентация аспирантуры через лицензирование и аккредитацию сыграла плохую роль», — подчеркнула Шмелева.
По ее мнению, в аспирантуре должна быть возможность мобильности учёных — как внутри России, так и международная.
«Новые федеральные государственные требования, при нашем участии в их разработке, должны дать возможность реализовывать программы аспирантуры несколькими научными, образовательными организациями. Это повысит интерес молодежи к научной деятельности», — уверена Шмелева.
Александра Королева, аспирантка 2 года обучения, младший научный сотрудник ИПФ РАН рассказала, что академическая мобильность дает многое как в профессиональном, так и в личном плане.
«Это шанс поработать в разных научных группах, что поможет глубже освоить свою научную область. Кроме того, у каждого коллектива есть свои «фишки», которые добавляют в работу и уникальности, и эффективности. Гораздо проще перенять их после совместной работы, чем просто изучая статьи», – добавила аспирантка ИПФ РАН.
Кроме того, изменение места обучения делает взгляд на мир шире. Это шанс жить в других странах и городах, общаться с разными людьми, учить иностранные языки, общаясь с их носителями.
По мнению Александры, академическая мобильность – это и новые знакомства, которые могут оказаться полезными в продолжении карьеры.
«Необходимость приспосабливаться к незнакомому месту заставляет становиться гибче, учит быстро реагировать на неожиданные изменения ситуации, позволяет «прокачать» умение общаться и договариваться. Это важно и интересно пройти именно на этапе обучения, так как оно может хорошо повлиять на дальнейшую жизнь», – заключила она.
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал о том, что Минпросвещения поможет «подтянуть» все общеобразовательные учреждения страны до уровня лучших в каждом регионе.