В Санкт-Петербурге открылась выставка работ Карелина и Дмитриева
В Санкт-Петербурге открылась выставка работ Карелина и Дмитриева
Впервые в Санкт-Петербурге, на площадке Государственного музейно-выставочного центра «РОСФОТО», открылась масштабная совместная выставка «Андрей Карелин и Максим Дмитриев — мастера светописи из Нижнего Новгорода». Проект, реализованный при поддержке министерства культуры Нижегородской области, представляет более 300 оригинальных произведений выдающихся фотографов рубежа XIX – XX веков из собраний Нижегородского музея-заповедника (НГИАМЗ) и РОСФОТО. Об этом сообщает министерство культуры Нижегородской области.
Выставка позволяет проследить всю панораму фотографической жизни Нижнего Новгорода, который на рубеже XIX – XX веков по праву считался настоящим центром русской фотографии. Оба мастера, Андрей Карелин и Максим Дмитриев, учились фотографии в мастерской Михаила Настюкова, придворного фотографа Его Императорского Величества. Дмитриев начинал как последователь художественных пейзажных традиций Карелина, но со временем обратился к документальному жанру. Разница в методе, выборе тем и жанров отличает работы двух фотографов, но именно это делает их совместный показ столь интересным и глубоким. Оба мастера получили признание при жизни как в России, так и за рубежом, их работы были отмечены наградами на международных выставках.
«Количество проектов, которые мы реализовали и продолжаем реализовывать с Петербургом и Ленобластью, поистине велико. И новая выставка в РОСФОТО — один из ключевых таких проектов. Карелин и Дмитриев стояли у истоков фотографии. И не только нижегородской и российской, но и мировой. И для нас большая честь представить часть богатейшего собрания Нижегородского музея-заповедника на одной из главных в стране тематических площадок», — отметила министр культуры Нижегородской области Наталья Суханова.
Эта выставка имеет особое значение для Нижегородского музея-заповедника, поскольку коллекция снимков Карелина и Дмитриева является основополагающей, даже образующей для фонда фотографических памятников музея, закладывавшейся еще до его официального открытия в Дмитриевской башне Нижегородского кремля. Открытие экспозиции в РОСФОТО, крупнейшем музее России с богатейшим фотографическим фондом, становится важным шагом в представлении этого уникального наследия широкой публике.
«Потенциал нижегородских музеев невероятно высок, и возможности для сотрудничества безграничны. Эта выставка — наш первый опыт, настоящий, большой, и мы очень рады показать все эти образы нашей страны, Волгу и, самое главное, этих замечательных авторов, изобразительная традиция которых, художественно-пластический язык которых сформировался в петербургской Академии художеств. Мы отдали под выставку наши главные залы, и я не сомневаюсь, что проект будет интересен и жителям Санкт-Петербурга, и туристам», — поделился генеральный директор РОСФОТО Захар Коловский.
Выпускник Императорской Академии Художеств Андрей Карелин является одним из основоположников жанра художественной фотографии, признанным мастером портрета и автором самобытных «комнатных групп». Благодаря своим усовершенствованиям в области фотопечати и участию в международных выставках Карелин к концу 1870‑х годов имел мировую известность. На выставке представлены уникальные фотопортреты высокопоставленных лиц и выдающихся деятелей отечественной науки и культуры, посещавших его нижегородское ателье, среди которых Великий князь Алексей Александрович (Романов), художник Василий Верещагин, ученый-химик Дмитрий Менделеев, пианист Николай Рубинштейн и оперная дива Надежда Булычева. В экспозицию вошли и знаменитые кабинетные портреты простых нижегородцев.
В 1870 – 1880‑е годы Карелин работал над обширными циклами «Нижний Новгород» и «Художественный альбом фотографий с натуры», в которых запечатлел великолепные панорамы города, улицы, церкви, а также портреты представителей нижегородского дворянства, купечества, военных и этнических групп. Особое место в творчестве мастера занимают многочисленные портреты членов его большой семьи — супруги Ольги, сыновей и дочерей, многие из которых продолжили его дело. Карелин также прославился как собиратель предметов отечественной старины и искусства, что отражено в его постановочных фото, где портретируемые одеты в традиционные русские костюмы XVII – XVIII веков и окружены предметами из его коллекции.
Младший современник и ученик Карелина, Максим Дмитриев, является одним из основоположников жанра публицистической фотожурналистики. Большую часть своей долгой жизни он провел в Нижнем Новгороде (Горьком), запечатлев более чем полувековую историю города, его обитателей и наиболее значимые общественные события. На выставке представлены фотографии из знаковых циклов мастера. Особое внимание уделено снимкам, сделанным во время печально известного Голодного (Неурожайного) года (1891 – 1892 годы), охватившего Поволжье. Чтобы привлечь внимание общества к крестьянской беде, Дмитриев весной 1892 года объехал голодающие районы Нижегородчины, снимая народные столовые, раздачу хлеба, самоотверженный труд врачей и санитаров. Отобрав 51 снимок, Дмитриев в 1893 году издал в собственной фототипии потрясающей силы фотоальбом «Неурожайный 1891 – 1892 год в Нижегородской губернии», который представлен на выставке.
Среди экспонатов особое место занимают снимки из знаменитого цикла Максима Дмитриева «Волга. От истока до Каспия». На создание этого грандиозного фоторепортажа — съемки Волги и её окрестностей от истоков до устья через каждые 5 – 8 верст — Дмитриев затратил девять сезонов, с 1894-го по 1903 год. Он запечатлел великую русскую реку на протяжении 3 690 км, с её городами, деревнями, архитектурными и историческими памятниками, а также этническими группами жителей Поволжья. Дмитриев вспоминал, что всего им было сделано около 7 тысяч негативов, а на осуществление проекта он потратил примерно 40 тысяч рублей собственных средств. «Волжская коллекция» произвела фурор на XVI Всероссийской художественно-промышленной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде и до сих пор используется в научных трудах и путеводителях. Особый интерес представляют созданная Дмитриевым галерея волжских типов: босяк, крючник, странники-богомольцы, крестьянин Нижегородской губернии, обитатели ночлежных домов, скитские уставницы, кучер, возивший Н. Мельникова-Печерского.
«Это первая именно фотографическая выставка, которая с такой глубиной и масштабом демонстрирует богатое нижегородское наследие, представленное публике большими профессионалами своего дела. Подготовка этого проекта проходила удивительно легко, в атмосфере полного взаимопонимания и даже предугадывания идей друг друга. Работать над такой экспозицией было легко и красиво, что, несомненно, отразилось на качестве и подаче материала. Сама экспозиция продумана до мелочей: эпоха, связанная с именами Андрея Карелина и Максима Дмитриева, плавно и логично перетекает из зала в зал. Этих авторов невозможно сравнивать, ими и их работами можно только восхищаться», — рассказал генеральный директор Нижегородского музея-заповедника Юрий Филиппов.
К выставке подготовлена насыщенная публичная программа, включающая экскурсии, мероприятия для детей и кинопоказы, что позволит посетителям глубже погрузиться в мир русской светописи и историю Нижнего Новгорода.
Выставка «Андрей Карелин и Максим Дмитриев — мастера светописи из Нижнего Новгорода» продлится в РОСФОТО (часть Парадного корпуса и Дворового на втором этаже) до 15 февраля 2026 года.
0+