Валерий Цыбанев: есть запас прочности
Наш разговор с генеральным директором Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей Валерием Цыбаневым о ситуации в промышленности мы начали с родного для Валерия Николаевича Горьковского автозавода, которому он отдал не один десяток лет: — Состояние ГАЗа сложное, толком в этом году автозавод еще не работал. Такого кризиса на предприятии никогда не было. В 1990‑х годах, когда оборонный заказ был сведен к нулю, именно ГАЗ вытягивал область. Тогдашнее руководство завода, предугадав требования формирующегося рынка, наладило выпуск ГАЗелей. Многие предприятия оборонной промышленности, оставшиеся без госзаказа, переориентировались на производство продукции, нужной автомобильному заводу. Например, завод Петровского стал выпускать автомагнитолы, «Теплообменник» — радиаторы, Арзамасский приборостроительный завод — датчики… В развитых странах налицо перепроизводство автомобилей. Все население имеет по нескольку машин в семье, их принято менять раз в несколько лет. У нас же спрос на автомобили отечественного производства есть, милиция, «скорая помощь» — всем нужны машины Горьковского автозавода. Просто искусственно сложилась такая ситуация, когда потребители остались без денег. С одной стороны, завод готов делать автомобили. Действует серьезная экономическая модель, внедряется передовой японский опыт, производительность выросла за последние годы вдвое. Но… наступил кризис. Сейчас многие трудности завода связывают с проблемами в реализации «Волг», «Сайберов». Но основное производство ГАЗа — ГАЗель. Да и изначально, в 1930 Горьковский автозавод создавался для производства грузовиков. А легковые машины были ему навязаны руководством страны как товары народного потребления. — Стратегия, как я вас понял, на предприятии была выбрана правильная. Но кризис спутал карты. Что надо в связи с этим менять? — Надо в корне менять ситуацию в стране. Надо создавать внутренний спрос на автомобили. Сформировали заказ на федеральном уровне, пошли в регионы: у вас изношенный автопарк, на долевом участии, 30 проц. вы, 70 — федеральный бюджет. Таким образом мы обеспечим и вас транспортом, и заводы — заказами. И все регионы откликнулись, дали заявки. Но дайте заказ сегодня, обеспечьте завод деньгами! Не тяните время! Второе, что нужно для поддержки ГАЗа, — возрождение потребительского автокредитования. Металлургам сложнее, они были ориентированы на внешний рынок. Но организуйте внутренний спрос на металл, со стороны тех же автомобильных заводов. Прошло уже полгода со времени принятия правильных решений, а денег все нет. Китай пошел по этому пути. Их промышленность была экспортоориентированной. Резко, в десятки раз, упал внешний спрос, они вбросили огромные суммы и создали внутренний спрос. Германия — на что развитая в промышленном отношении страна. Но и там владельцу автомобиля дают возможность сдать машину на металлолом, платят за нее 2,5 – 3 тыс. долларов, чтобы он уже сейчас купил новую. — Что предлагают сами промышленники? — Кризис заставил нас заниматься теми вопросами, о которых раньше только говорили — снижение затрат, повышение энергоэффективности, энергосбережение… На каждом крупном предприятии созданы антикризисные комиссии, которые вырабатывают рекомендации по этим вопросам. И многие уже получили результаты. Например, Арзамасский машиностроительный завод снизил издержки на полмиллиарда рублей. Второе, все поняли, что работающее сейчас оборудование устарело, конкурентоспособную продукцию на нем не изготовишь. Нужно новое оборудование, новые технологии. Но без помощи государства этого не сделать. Когда у нас были высокие цены на нефть, мы говорили чиновникам: зачем загоняете деньги в Америку, дайте их своим предприятиям на обновление оборудования. Кто мешал переходить от сырьевой к инновационной экономики тогда, в тучные годы? Скажем, Выксунский металлургический завод провел модернизацию, и сейчас выпускает вполне конкурентоспособную продукцию. Упал заказ на колесные пары со стороны РЖД, завод начал производство колес на мировой рынок… Вот что значит модернизация, оснащение цехов новым оборудованием. А если бы Горьковский автомобильный завод провел в свое время переоснащение производства современным оборудованием… То же касается авиационной промышленности и других отраслей. В мировой кризис мы вступили бы более конкурентоспособными. — Наверное, и сегодня можно было бы заниматься модернизацией, если бы были доступные банковские кредиты… — Конечно, мы подготовили обращение к федеральным властям, в котором доказываем полную бесперспективность выбранного пути — давать деньги из бюджета крупным банкам, чтобы они кредитовали реальный сектор экономики. Банкиры, как все бизнесмены, направляют свой товар туда, где выше норма прибыли, то есть на спекулятивный финансовый рынок. Там норма прибыли с учетом роста курса доллара достигает 365 проц. годовых, по проценту в день! Должен быть выстроен другой механизм перевода денег в реальный сектор. Мы считаем, он должен быть следующим. В 90‑е годы Центробанк обладал правом кредитовать промышленные предприятия без посредников в лице коммерческих банков. Нужно вернуться к такой практике, если уж рыночные механизмы в таком деле не работают. Появится конкуренция среди банков, они будут биться за каждого клиента. Снизится процентная ставка, кстати, это и происходит во всем мире. — Ваш прогноз, чего ждать в дальнейшем? — Мы пережили трудные 90‑е годы, придут заказы и на предприятия автопрома, и в оборонку. Запас прочности у промышленности есть. Все будет хорошо. Материалы по теме: ГАЗ: антикризсный планАвтозавод получил крупный госзаказГорький нас объединил Под крыло государства?