H
H e
S L n s
с

Валерий Цыбанев: есть запас прочности

Перейти в Дзен Читайте о добром в MAX

Наш разговор с генеральным директором Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей Валерием Цыбаневым о ситуации в промышленности мы начали с родного для Валерия Николаевича Горьковского автозавода, которому он отдал не один десяток лет: — Состояние ГАЗа сложное, толком в этом году автозавод еще не работал. Такого кризиса на предприятии никогда не было. В 1990‑х годах, когда оборонный заказ был сведен к нулю, именно ГАЗ вытягивал область. Тогдашнее руководство завода, предугадав требования формирующегося рынка, наладило выпуск ГАЗелей. Многие предприятия оборонной промышленности, оставшиеся без госзаказа, переориентировались на производство продукции, нужной автомобильному заводу. Например, завод Петровского стал выпускать автомагнитолы, «Теплообменник» — радиаторы, Арзамасский приборостроительный завод — датчики… В развитых странах налицо перепроизводство автомобилей. Все население имеет по нескольку машин в семье, их принято менять раз в несколько лет. У нас же спрос на автомобили отечественного производства есть, милиция, «скорая помощь» — всем нужны машины Горьковского автозавода. Просто искусственно сложилась такая ситуация, когда потребители остались без денег. С одной стороны, завод готов делать автомобили. Действует серьезная экономическая модель, внедряется передовой японский опыт, производительность выросла за последние годы вдвое. Но… наступил кризис. Сейчас многие трудности завода связывают с проблемами в реализации «Волг», «Сайберов». Но основное производство ГАЗа — ГАЗель. Да и изначально, в 1930 Горьковский автозавод создавался для производства грузовиков. А легковые машины были ему навязаны руководством страны как товары народного потребления. — Стратегия, как я вас понял, на предприятии была выбрана правильная. Но кризис спутал карты. Что надо в связи с этим менять? — Надо в корне менять ситуацию в стране. Надо создавать внутренний спрос на автомобили. Сформировали заказ на федеральном уровне, пошли в регионы: у вас изношенный автопарк, на долевом участии, 30 проц. вы, 70 — федеральный бюджет. Таким образом мы обеспечим и вас транспортом, и заводы — заказами. И все регионы откликнулись, дали заявки. Но дайте заказ сегодня, обеспечьте завод деньгами! Не тяните время! Второе, что нужно для поддержки ГАЗа, — возрождение потребительского автокредитования. Металлургам сложнее, они были ориентированы на внешний рынок. Но организуйте внутренний спрос на металл, со стороны тех же автомобильных заводов. Прошло уже полгода со времени принятия правильных решений, а денег все нет. Китай пошел по этому пути. Их промышленность была экспортоориентированной. Резко, в десятки раз, упал внешний спрос, они вбросили огромные суммы и создали внутренний спрос. Германия — на что развитая в промышленном отношении страна. Но и там владельцу автомобиля дают возможность сдать машину на металлолом, платят за нее 2,5 – 3 тыс. долларов, чтобы он уже сейчас купил новую. — Что предлагают сами промышленники? — Кризис заставил нас заниматься теми вопросами, о которых раньше только говорили — снижение затрат, повышение энергоэффективности, энергосбережение… На каждом крупном предприятии созданы антикризисные комиссии, которые вырабатывают рекомендации по этим вопросам. И многие уже получили результаты. Например, Арзамасский машиностроительный завод снизил издержки на полмиллиарда рублей. Второе, все поняли, что работающее сейчас оборудование устарело, конкурентоспособную продукцию на нем не изготовишь. Нужно новое оборудование, новые технологии. Но без помощи государства этого не сделать. Когда у нас были высокие цены на нефть, мы говорили чиновникам: зачем загоняете деньги в Америку, дайте их своим предприятиям на обновление оборудования. Кто мешал переходить от сырьевой к инновационной экономики тогда, в тучные годы? Скажем, Выксунский металлургический завод провел модернизацию, и сейчас выпускает вполне конкурентоспособную продукцию. Упал заказ на колесные пары со стороны РЖД, завод начал производство колес на мировой рынок… Вот что значит модернизация, оснащение цехов новым оборудованием. А если бы Горьковский автомобильный завод провел в свое время переоснащение производства современным оборудованием… То же касается авиационной промышленности и других отраслей. В мировой кризис мы вступили бы более конкурентоспособными. — Наверное, и сегодня можно было бы заниматься модернизацией, если бы были доступные банковские кредиты… — Конечно, мы подготовили обращение к федеральным властям, в котором доказываем полную бесперспективность выбранного пути — давать деньги из бюджета крупным банкам, чтобы они кредитовали реальный сектор экономики. Банкиры, как все бизнесмены, направляют свой товар туда, где выше норма прибыли, то есть на спекулятивный финансовый рынок. Там норма прибыли с учетом роста курса доллара достигает 365 проц. годовых, по проценту в день! Должен быть выстроен другой механизм перевода денег в реальный сектор. Мы считаем, он должен быть следующим. В 90‑е годы Центробанк обладал правом кредитовать промышленные предприятия без посредников в лице коммерческих банков. Нужно вернуться к такой практике, если уж рыночные механизмы в таком деле не работают. Появится конкуренция среди банков, они будут биться за каждого клиента. Снизится процентная ставка, кстати, это и происходит во всем мире. — Ваш прогноз, чего ждать в дальнейшем? — Мы пережили трудные 90‑е годы, придут заказы и на предприятия автопрома, и в оборонку. Запас прочности у промышленности есть. Все будет хорошо. Материалы по теме: ГАЗ: антикризсный планАвтозавод получил крупный госзаказГорький нас объединил Под крыло государства?

Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Самое популярное
Новости партнеров

Следующая запись

Больше нет записей для загрузки

Нет записей для подгрузки

Нацпроекты - людям

Нижегородцы подали 14 тысяч заявок на запись детей в первый класс на госуслугах :: Детская и спортивная площадки появятся в сквере имени Николая Жаркова :: Ход благоустройства проверили в Сормовском районе :: Нижегородцы превращают хобби в бизнес благодаря нацпроекту :: Гости юбилейного фестиваля «Золотая хохлома» смогут добраться до площадки мероприятия на электричках :: Четверо врачей трудоустроились в Кулебакскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Нижегородские мастера могут подать заявку на участие в ярмарке «Арт.Молодость» на фестивале «Таврида.АРТ» в Крыму :: Глеб Никитин и Игорь Левитин провели заседание комиссии Госсовета по экологии :: В Вознесенском округе Нижегородской области начался ремонт дорог :: Десять новых автобусов поступило в Балахну :: Фольклорная экспедиция проходит в Нижегородской области :: Новый ФАП открылся в посёлке Тёша Навашинского округа :: Эксперты проекта по развитию макротерритории «Большая Волга» ознакомились с туристическим потенциалом Нижегородской области :: Нижегородские ИТ-компании и ИП смогут вернуть НДФЛ за привлеченных специалистов :: Новый цифровой флюорографический комплекс поступил в поликлинику ГКБ №28 :: Бывшая свалка на Московском шоссе исключена из реестра объектов накопленного экологического ущерба :: Сезон ремонта и строительства дорог начался в Нижегородской области :: Нижегородские общественники помогают беременным женщинам в кризисной ситуации :: В апреле «Поезда здоровья» посетят 18 муниципалитетов Нижегородской области :: Названы самые популярные у пациентов «Поездов здоровья» врачи :: Более 300 предприятий представят свои вакансии на ярмарке трудоустройства :: 13 нижегородских школьников и студентов представят регион в финале ежегодной Интеллектуальной олимпиады ПФО :: Третья очередь ИТ-кампуса «НЕЙМАРК» получила разрешение на строительство :: Неделя детской и юношеской книги стартовала в Нижегородской области:: Месячник по благоустройству дорог стартовал в Нижегородской области :: В Нижегородской области обновился портал региональных государственных услуг :: Пять нижегородских компаний принимают участие в бизнес-миссии в Беларуси :: Рейтинговое голосование по проекту «Формирование комфортной городской среды» продлится до 30 апреля :: ИТ-кампус «НЕЙМАРК», Сбербанк и ННГУ им. Н.И. Лобачевского будут развивать проекты в сфере искусственного интеллекта :: Участница викторины «КУПНО ЗА ЕДИНО!» из Ардатовского округа получила автомобиль :: Реконструкция моста через Пижму началась в Тоншаевском районе :: Более 2,4 млн рублей направлено на оснащение ДШИ в Первомайске по нацпроекту :: Нижегородская область вошла в топ‑5 регионов по количеству участников молодежного направления проекта «Мастера гостеприимства» :: Почти 10 тысяч нижегородцев получили медицинскую помощь в «Поездах здоровья» с начала года :: Глэмпинги откроются в 10 муниципалитетах Нижегородской области в этом году :: Более 100 человек из аварийного жилья в Шахунье получили ключи от новых квартир :: Более 1,5 тысячи «серебряных» волонтеров активно действуют в регионе :: 11 врачей трудоустроились в Балахнинскую ЦРБ по программе «Земский доктор» :: Специалисты МГУ изучат состав отходов в «Черной дыре» в Дзержинске :: Социальные участковые расскажут нижегородцам о благоустройстве пространств :: Глеб Никитин провел заседание оргкомитета по подготовке к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина :: В Дзержинском театре кукол будет выполнен капремонт по нацпроекту в 2024 году :: Нижегородцы могут принять участие в новом сезоне проекта «Флагманы образования» :: Молекулярно-генетическую лабораторию создали на базе Нижегородского областного клинического онкологического диспансера :: Контракты на ремонт почти 400 км автодорог по нацпроекту уже заключены в Нижегородской области ::