Величко о величии мира
«Не каждый художник к своей юбилейной дате может представить обществу такой результат», — эти слова заместителя губернатора Г. А. Суворова выразили впечатления участников вернисажа «Поэзия реального мира». Ведь весь третий этаж Нижегородского государственного художественного музея оказался занят экспозицией работ заслуженного художника России, лауреата премии г. Нижнего Новгорода Владимира Николаевича Величко.Его персональная выставка ? отчетная и ретроспективная, она посвящена сразу двум юбилеям мастера: 50-летию со дня его рождения и 25-летию творческой деятельности. Промежуточный итог, впечатляющий количеством демонстрируемых произведений, свидетельствует не только о замечательной работоспособности. Весьма широк круг творческих интересов автора. Мы видим его труды 80‑х годов, когда В. Н. Величко обращается к ярким страницам и персонажам отечественной истории ? Крещение Руси, Куликово поле, Степан Разин, Емельян Пугачев, трагедия Великой Отечественной. Он отдает дань редкому ныне индустриальному пейзажу, стремясь уважительно поведать о непраздной жизни родного города. Трудясь в жанре портрета, прежде всего подчеркивает достоинство человека, и это замечают как искусствоведы, так и зрители. А натюрморты Величко! Они могут быть сдержанно изящными по гамме, как акварельные «Пионы», и воплощать щедрую материальность мира, как в живописном «Натюрморте с тыквой».Что уж говорить об излюбленных пейзажах. Тут у Величко такая географическая широта, такое обилие тонких и точных наблюдений. Напоенная особым итальянским светом перспектива маленькой улочки Ватикана, восточная пестрота торгового ряда на Шри-Ланке, величавость античных развалин Кипра, неповторимый колорит мальтийского ландшафта ? вместе с графиком мы совершаем путешествие, полное увлекательных открытий. Но самые поэтичные, самые проникновенные пейзажи Величко ? это, конечно, родные. Щемящая нежность растворена в неброском и таком узнаваемом «Серебристом дне», русской меланхолией наполнен вид «Зима началась» и словно в радостном полете изображены просторы Плеса с ярким пятнами красных крыш. А в буйстве сирени на скромной деревенской улочке такая вспышка праздничности нашей неброской природы! Художник умеет удивительным образом быть созвучным многим, не теряя при этом своей ярко выраженной индивидуальности. Наверное, его открытость впечатлениям от реалий великого мира и вербует ему столько благодарных зрителей. А о востребованности творчества Величко свидетельствует, в частности, внушительное количество выставок, на которые он представлял и представляет свои работы. Причем не только на родине. Не один десяток его вернисажей прошел в Малайзии и Индии, где у нижегородского графика теперь масса поклонников. Множество почитателей творчества В. Н. Величко пришло и на его юбилейный вернисаж в художественный музей. Собрались здесь те, кто с большим уважением относится к общественной деятельности Владимира Николаевича. Он уже 9 лет возглавляет Нижегородскую организацию Союза художников России, в которой сегодня 270 членов. Так что чествование юбиляра свидетельствовало и об официальном признании, и о дружеской симпатии коллег, и о восхищении зрителей.Благодарственное письмо Администрации Президента РФ, часы «Держава» с дарственной надписью губернатора, Почетная грамота Законодательного собрания области, только что учрежденный знак отличия «Благодарность главы г. Нижнего Новгорода» — кроме этих высоких признаний авторитета и достижений юбиляра было множество подарков, букетов и еще больше искренних пожеланий столь же активного интересного творчества в дальнейшем. Вот-вот выйдет из печати солидный альбом-монография, посвященный Величко. Но сам-то он считает: 50 ? не тот возраст, когда можно утверждать, что всего достиг. Потому у Владимира Николаевича новые планы, темы и даже есть намерение попробовать иные техники.