Вездеход «Русак» нового поколения протестирован на Крайнем Севере
Газета "Деловая Газета НП" №44 от 25.06.2018
Подписка на газетуВ Нижнем Новгороде создали вездеход «Русак» нового поколения. Он предназначен для передвижения в Арктике и Антарктике. Новинку разработали учёные Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева. Накануне вездеход «Русак-3993» успешно прошёл натурные испытания. О новинке нижегородским журналистам рассказали участники проекта.
Для труднодоступных районов
Испытания состоялись в рамках экспедиции Якутск – Певек весной этого года. Её участники преодолели более 4000 км по маршруту Якутск – Усть-Нера – Зырянка – Черский – Билибино – Певек (самый северный город России).
Натурные испытания в условиях практически полного бездорожья позволили оценить проходимость, подвижность, плавучесть и энергоэффективность вездехода, проверить заложенные технические решения в узлах трансмиссии, ходовой части, рулевом и тормозном управлениях и проверить работу систем жизнеобеспечения машины в сложных природно-климатических условиях.
Вездеход «Русак» в результате проведённых испытаний показал высокую надёжность конструкции и подтвердил заложенные при разработке технические характеристики. За весь период исследований существенных поломок в машине, влияющих на её работу и ухудшающих показатели эксплуатационных свойств, отмечено не было.
Вездеход амфибия «Русак-3993» с колесной формулой 8х8 имеет полную массу 7 тонн, грузоподъёмность 2 тонны, 6‑ступенчатую коробку передач с механическим управлением. Максимальная скорость движения 60 км/ч, по воде – 6 км/ч.
Индустриальным партнёром НГТУ выступило ООО «Завод механических трансмиссий» (Набережные Челны, Татарстан). Кроме того, в проекте принимали участие специалисты Московского государственного технического университета(МГТУ) им. Н.Э. Баумана и Института прикладной физики (ИПФ) РАН.
Выбором необходимых параметров машин, разработкой и изготовлением арктического кузова, систем управления, а также испытаниями занимались специалисты НГТУ. Сотрудники ИПФ РАН помогли в подборке материалов с применением методов неразрушающего контроля. А учёные Бауманки предложили свои технические решения по электромеханической трансмиссии.
По словам ректора НГТУ Сергея Дмитриева, в вузе давно сложилась научная школа, связанная с созданием техники для труднодоступных районов и представленная работами в этой области профессоров Сергея Рукавишникова, Аркадия Николаева и их учеников. Новая разработка является продолжением этих традиций.
Перспективные решения
В числе перспективных технических решений, используемых при создании вездехода, сами разработчики особо отмечают применение «зелёных» (гибридных) технологий – электромеханических трансмиссий для машин с гибридной силовой установкой, обеспечивающих сравнительно лёгкое дублирование систем (тяговых, управления, диагностики).
При работе над «Русаком» также были использованы композиционные материалы и металлические сплавы, устойчивые к низким температурам и коррозии, позволившие создать кузов «арктического типа». Кроме того, были разработаны методы неразрушающего контроля при диагностировании несущих частей машин.
Заведующий научно-исследовательской лабораторией «Специальные машины и механизмы» НГТУ, научный руководитель экспедиции «Якутск – Певек» Александр Блохин сообщил, что вездеход может быть запущен в мелкосерийное производство, спрос здесь не является массовым. Планируется выйти на 50, может быть, 100 машин в разных модификациях в год.
Председатель совета директоров группы компаний «КОМ» (в которую входит ООО «ЗМТ») Василий Маньковский отметил, что по итогам маркетинговых исследований потребность в таких транспортных средствах в России составляет от 500 до 1000 штук.
Ректор НГТУ добавил, что правительство России финансирует различные гранты и федеральные целевые программы, поэтому есть возможность на конкурсной основе получать эти средства. Именно по федеральной целевой программе технический университет выиграл большой грант, который лёг в основу создания семейства «Русаков».
При этом он отметил, что НГТУ тесно работает с промышленными партнёрами, и разработка вездехода осуществлялось не только с использованием федеральных средства, но и на средства ООО «ЗМТ».
Президент экспедиционного центра «Арктика» Русского географического общества, почётный полярник Владимир Чуков отметил безусловные технические достоинства машины и обратил особое внимание на не менее важный социальный аспект создания такой техники, которая позволяет сделать достойной жизнь людей, живущих и работающих в сложных климатических условиях.