Вглядываясь в века
Да ведают потомки православныхземли родной минувшую судьбуА. Пушкин. «Борис Годунов». Единство и вера народа были одними из тех «базовых принципов», на основе которых строилась на протяжении, по меньшей мере, тысячи лет Великая Русь.На западных рубежах в начале II тысячелетия духовным оплотом веры являлись три православных собора: Новгородская, Полоцкая и Киевская Софии, возведенные русским народом.Шло время. Часть западных земель была отторгнута Польшей, где стали появляться храмы католической веры, а также началось окатоличивание православных. А еще позже Польша стала претендовать на эти земли как на исконно свои. Хотя еще в конце XV в., как повествуют исторические хроники, «Великий князь Иван III, подбирая последние самостоятельные миры, в то же время заявил в борьбе с Польшей, что объединенная Великороссия не положит оружия, пока не воротит всех остальных частей Русской земли, оторванных соседями, пока не соберет всей народности».Ничего не имея плохого против права людей ходить в тот или иной храм, важно, как отмечал преподобный Серафим Саровский, «не чужую веру ругать, а свою любить.» Ведь этак лет через 300 в силу исторических изменений и потомки Китежской Руси, поменяв веру, могут войти уже в католический храм, возведенный где-нибудь на берегу Волги. Или захотят возвести памятник, подобно тому, как в Белорусcии хотят запечатлеть в бронзе кого-то из польского «шляхетского» рода Радзивиллов, причастных к окатоличиванию в XVII в. православных русских, окатоличиванию, которое осуществлялось методами «крестовых» походов с уничтожением десятков тысяч православных.Важно, чтобы сегодня не было равнодушных ко всему происходящему на окраинах земли православной, которая может со временем сжаться, как шагреневая кожа, до границ Московского государства.Для этого надо знать и свою историю, которая, по мысли известного русского историка В. О. Ключевского, «наказывает за незнание ее уроков».Брест или Бжесть?Чтобы заглянуть вглубь веков, мы обратились к известному историку, доктору исторических наук, профессору, лауреату Государственной премии Беларуси Петру Федоровичу Лысенко. Его сравнивают с Генрихом Шлиманом, человеком, отыскавшим легендарную Трою, до этого существовавшую лишь в преданиях да в «Илиаде» Гомера. Точно так же и Петр Лысенко раскопал для нас и будущих потомков древнее Берестье, единственный в мире почти целиком сохранившийся в земле город XI-XIII веков, форпост восточных славян на западных рубежах Туровского княжества и ставший теперь таким же известным, как и сама Брестская крепость, у стен которой был найден этот уникальный памятник нашей истории.Больше всего, пожалуй, открытием Берестья были обескуражены польские ученые, археологи и историки. Надо же, столько веков они считали, что город основан поляками. Именно с этого началась беседа с известным археологом. В его кряжистой фигуре угадывались недюжинная сила и целеустремленность. В ответ на ряд высказанных суждений он сразу же посерьезнел и настроился на разговор.? Вы затронули самый острый вопрос: значение и влияние археологических исследований для выяснения древней исторической обстановки. Самый острый. А если говорить о Берестье, то и самый крупный. Дело в том, что древнейшие летописные центры у нас ? это Новгород, Переяславль, а в XIII веке Владимир-Волынский. Но в XI-XII веках основным из них был Киев. Однако, находясь при дворе или в монастыре, летописцы больше внимания уделяли деятельности самого князя и его дружины, нежели событиям на окраинах княжества. А если к тому же учесть, что не все летописные источники дошли до нас, то установить истинную картину жизни княжества на основании только письменных источников практически невозможно.? Получается, ? поясняет Лысенко, ? что сообщения русских летописей говорят одно, а польские хроники ? другое. Так, приблизительно в 1957 году Генрих Ловмянский, один из ведущих польских историков, написал статью «Святополк в Бжесте в 1019 году». В ней он подвел итог освещения брестских событий польскими историками, многие из которых считают Берестье польским городом. И чья здесь правда, ? уже улыбается Петр Федорович, ? когда даже название самого города исказили? Ведь Брест ? это современное его название, которое начало закрепляться за ним только после того, как в 1569 году в силу Люблинской унии эта территория вошла в состав польского государства ? Речи Посполитой. В польском, как и в других западнославянских языках, нет такого полноголосия, как «оро», «ере», а есть только сокращенное «ро», «ре». Например, у нас «король», а у них «круль». У нас «ворона», а у них «врона»? И потому, когда территория Западной Беларуси вошла в состав Речи Посполитой, в том числе Берестейское воеводство, то и стали здесь употребляться и польский язык, и польская грамматика. Таким образом, из Берестья, третьего по древности города Белой Руси (первыми стоят Полоцк и Туров), поляки сделали сначала «Бжэсце», а потом и вообще «Бжэсць», что в переводе на наш современный язык звучит как Брест. Но это уже, по мнению Лысенко, не имеет никакого отношения к науке.Принципиальный же спор, считает профессор, решился в 1968 – 1969 годах, когда он после четырех лет поисков сначала определил место, а затем и раскопал древний город. Тогда же были вскрыты сохранившиеся деревянные постройки до двенадцати венцов с проемами для дверей и даже окон, деревянные мостовые, многочисленные предметы быта, украшения, наконечники копий и стрел.С добытыми материалами раскопок Лысенко и поехал в 1980 году на Международный конгресс по славянской археологии, который проходил в столице Болгарии Софии. К этому времени уже завершены были полевые исследования, древние срубы пропитаны консервирующими растворами, над вскрытой площадкой велось строительство павильона постоянно действующего музея.Общий же вывод, озвученный на конгрессе, был такой: собранные материалы типично древнерусские. И не только бытовые, но и те, которые свидетельствовали о политической принадлежности города. Все свидетельствовало о том, что город основан восточными славянами дреговичами и принадлежал Туровскому княжеству. Вывод для поляков был предельно ясен и неутешителен?Печать князя Изяслава Ярославича? Так что же это за материалы, те доказующие факты, которые заставили так удрученно склонить головы поляков?? Одну минутку, я сейчас? Так вот, ? неслось уже из шкафа, ? в древности каждое племя имело свои определяющие этнические вещи, их особенности. У кривичей это височные проволочные кольца, у родимичей ? лунницы, украшения лунообразной формы. У дреговичей тоже были свои, ? продолжая перебирать в шкафу многочисленные пакетики и свертки, пояснял Лысенко. ? Но все это, как вы говорите, бытовые вещи. А вот и свидетельство политической принадлежности Берестья, ? и Петр Федорович протягивает что-то едва различимое. ? Для вас это редкая возможность подержать в руках печать самого князя Изяслава (князь Киевский с 1054 г.). Это так называемая булла, она подвешивалась к какому-нибудь очень важному документу и свидетельствовала о подлинности послания.По убеждению Петра Федоровича, такие находки всегда уникальны. Побитые, поломанные за годы полевых работ, они попадались сотнями в раскопках городов, а в некоторых местах даже тысячами. И, как правило, целых среди них почти не бывает.? Это тоже очень редкая находка, ? продолжает Лысенко и показывает на небольшой моточек медной проволоки. Оказывается, это и есть та знаменитая бусинка племени дреговичей, которую удалось найти археологам на глубине 6,5 метра на материковом, почти чистом слое. Такая же бусинка найдена в Минске, в Гродно, Бресте и еще в одном из наших древних городов.На месте древнего Турова, что в Гомельской области, найдены остатки каменного православного собора XII века, по размерам не уступающего Полоцкой Софии. Рядом с собором найдено языческое капище. Когда-то князь Владимир еще до принятия христианства создал здесь пантеон языческих идолов из всех входящих в Киевское княжество земель, и это записано в летописях. Здесь находились Перун, как главное божество, а также Хорс, Даждьбог, Стрибог?? Вы спрашиваете, ? снова берет слово Лысенко, ? что именно подтверждает наше заключение? Вот все это вместе и есть неопровержимые факты.? Со времен Люблинской унии, соединившей в 1569 году Польшу и Великое княжество Литовское в одно государство ? Речь Посполитую, началось вопреки воле восточных славян интенсивное продвижение католичества на восток. А после Брестской унии (1596 г.), когда была организована униатская церковь, это продвижение еще более ускорилось.Историки, которые не хотят знать предыдущей истории или слишком хорошо ее знают, замыкают свое мнение и взгляды на событиях XVI-XVII веков, но это дело их гражданской зрелости, государственной, профессиональной и просто человеческой совести.Чтобы и дальше не «растекаться мыслью по древу», можно сказать так: нет сомнения в том, что все западные и бывшие приграничные города, и не только Брест, Пинск, Туров, Мозырь, все 38, о которых упоминается в монографиях Лысенко, до XVI века были древнерусскими городами. И все храмы в них, все найденные предметы культа ? древнеславянские, православные? Свидетелем тому сама земля Древней Руси, из которой мы до сих пор черпаем неопровержимые тому доказательства ? древние кресты и православные иконки.Ведь в Гродно и Бресте костелы появились не раньше XVI века, когда уже стояли сотни православных церквей, свидетельствующие о вере наших предков в этих краях. Даже если бы кто и захотел это представить иначе, теперь уже не получится.Что касается внешних угроз, археолог отметил, что, воспользовавшись монгольским нашествием на Русь, поляки не преминули урвать и свой кусок чужих земель. История показывает, как они, воспользовавшись смутой Московского государства, с помощью Лжедмитрия I (он же Гришка Отрепьев) захватили Кремль. Понадобилось Нижегородское ополчение Минина и Пожарского, чтобы выбить их оттуда, а прах лжецаревича развеять по миру, выстрелив им из пушки в тот бок, откуда он и пришел.Петр Федорович привел такой значимый факт. Полонизируя, окатоличивая белорусов, поляки ни перед чем не останавливались. Особенно памятна резня в Пинске с 6 по 11 октября 1648 года. В отместку за то, что местное население выступило в защиту православия и поддержало в этом восстание казаков Богдана Хмельницкого, состоялась карательная экспедиция под командованием Януша Радзивилла. Пинск практически был стерт с лица земли. Никто не хотел сдаваться, люди разбирали печи, бани, семьями выходили на стены, отбивались камнями, бревнами, косами, но силы были не равные. И город погиб.Посольский дьяк Московского государства Кулаков упоминает в своей докладной, что в Пинске было уничтожено три тысячи человек. Однако подсчеты католических монахов подводят к тому, что в мятежном городе погибло 14 тысяч мужчин, женщин, стариков, детей.Ворвавшиеся в город захватчики день и ночь и еще на следующий день продолжали убивать, не считаясь с возрастом. Как записано в этом документе, «рыцарская рука карать не уставала».Такая же участь постигла и другие города Белой Руси: Каменец, Берестье, Давид-Городок, Мозырь, Бобруйск и весь юг нынешней Беларуси. И эту жестокую и печальную память также хранит православная земля, изведавшая до и после еще немало горя и слез.Букварь на гребешке, или Азбука на «грабеньчыку»?Увлекшись, Петр Федорович неожиданно, видимо, и для себя, перешел на такую же близкую для него «мову», как и русский язык, и уже пришлось переводить сказанное им с белорусского на русский.? В редких, дошедших до нас летописях очень мало, а то и вовсе не упоминаются древние города Туров, Пинск, Давид-Городок, Слуцк и десятки других более мелких поселений юга Беларуси, а точнее, Древней Руси. Однако на месте этих маленьких городов под вековой толщей земли хранятся уникальные сведения о наших предках, об их укладе жизни, традициях, культуре.Так, в древнем Берестье удалось найти уникальный гребешок с алфавитом древней кириллицы, своего рода единый в Беларуси древний букварь того периода (начало XII в.), по которому учились грамоте, видимо, десятки наших предков. И не в княжеских покоях, а в избах рядовых горожан, воинов, охотников, рыбаков и ремесленников.Когда-то, наверное, мать, расчесав волосы своих чад, тут же по гребешку учила их распознавать буквы, их написание и произношение. На одном боку найденного гребешка четко сохранилось: Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро, Есть. На другом: Живете, Зело, Земля, Иже, І, Како, Люди.Вот тебе и темный, забитый наш славянский люд. Оказывается, и грамоту знали, и мелкие суда строить могли, и рыболовные снасти придумать, и железо из болотной руды плавить, мечи да сошники на орало, и каленые стрелы на врага да зверя ковать. Все это можно увидеть в уникальном музее в Бресте, который посетило уже более двух с половиной миллионов туристов из 34 стран.А совсем недавно на территории Брестской крепости, возле гарнизонного храма, Петр Федорович «откопал» еще более древнее поселение, глинобитную печь и в ней «горшок с кашей», и уже не XII или XIII, а Х века, как это показали тщательно проведенные исследования.? Вот такой рассказ, такие засеки остались в раскопках моей археологической памяти, ? с усмешкой заканчивает нашу встречу Петр Федорович Лысенко, ученый со всемирно известным именем, археолог и почетный гражданин города Турова.Остается добавить: свят такой труд, связывающий воедино духовную нить веков и нашу память.