Вместо белого халата – защитный костюм и респиратор. Каждое утро врач-инфекционист нижегородской инфекционной больницы № 2 Елена Ряхимова отправляется отвоёвывать человеческие жизни у нового и очень коварного врага – вируса, получившего название Covid-19.
Не верь глазам своим
Рабочий день Елены Ряхимовой начинается в 7.30 утра. Сначала слушает отчёт дежурной медсестры о состоянии больных, потом облачается в защитный костюм и отправляется на обход пациентов в боксы. Выясняет, насколько эффективным оказалось назначенное лечение, в случае необходимости корректирует его, экстренно прописывая новые препараты.
Елена работает в инфекционной больнице с 1993 года, но с таким коварным заболеванием до марта этого года не сталкивалась.
– Болезнь ведёт себя непредсказуемо, – констатирует она.– Бывает, состояние только начнёт улучшаться, больной, казалось бы, идёт на поправку, и вдруг резко начинается ухудшение. Этот вирус преподносит очень много каверз, поэтому нельзя доверять глазам и ушам, как при лечении других заболеваний: велика вероятность нарваться на подвох. Ориентируемся только на объективные данные – на результаты анализов, компьютерной томографии.
При этом, по словам доктора, тяжесть течения болезни напрямую зависит от сопутствующих заболеваний и возраста пациента.
– Тяжелее всего это заболевание протекает у людей с ожирением, с сахарным диабетом, – отмечает инфекционист. – Средний срок госпитализации больных с новым коронавирусом у нас 17 дней. К счастью, в отделении сейчас никому не требуется аппарат искусственной вентиляции лёгких.
Антисептики и душ
В отделении, где работает Елена Ряхимова, лечатся самые первые из выявленных в Нижнем Новгороде больных с Соvid-19.
– Пути их заражения установлены, – отмечает она. – Эти люди или приехали из-за рубежа, или контактировали с теми, кто приехал из других стран. Больше всего пациентов в возрасте 50-70 лет.
Внутрибольничное пространство в инфекционной больнице сейчас чётко поделено на три зоны: зона для пациентов (самая опасная в плане заражения), буферная зона и зона для работы с документами, или, как её здесь называют, чистая зона. Без костюма можно находиться только в чистой. Всё необходимое для лечения пациентов и защиты медперсонала в больнице есть.
– Во время дежурства в защитном костюме приходится находиться по пять-шесть часов, – продолжает доктор. – В такой экипировке, конечно, работать тяжелее, особенно когда стоят тёплые дни. Сейчас, в прохладную погоду, полегче. Но это мера необходимая, так же, как и постоянная обработка рук антисептиками, от которых пересыхает кожа. Все средства защиты нам выдают в больнице, включая препараты иммуноглобулина для поддержания иммунитета. Защищать своё здоровье – это наша обязанность перед обществом и перед своими родными.
Отель для безопасности
Как известно, нижегородские медики, работающие с больными с новым коронавирусом, чтобы не беспокоиться за безопасность своей семьи, сейчас имеют возможность возвращаться после работы не домой, а в гостиничные номера – для этого врачам предоставляются самые комфортные отели города. Воспользоваться этим предложением можно по желанию.
Елена Ряхимова уверена: для безопасности все меры приняты, поэтому после работы она спешит домой, к семье.
– Еженедельно всем отделением сдаём анализы на коронавирус, – говорит она. – Недавний тест опять подтвердил, что мы всё делаем правильно. К счастью, никто из нашего персонала не заразился, это результат тщательной самозащиты и профилактики.
Завершается рабочий день доктора после дежурства обязательным душем с тщательным мытьём головы. Впрочем, у инфекционистов и вне эпидемий это обязательная процедура. Это позволяет чувствовать себя уверенно и возвращаться домой, не боясь заразить близких.