Время сбора плодов
15 ноября в Нижегородском академическом театре оперы и балета им. А. С. Пушкина второй вечер «Болдинской осени». ХХII Всероссийский фестиваль оперного и балетного искусства открылся в пятницу спектаклем «Борис Годунов».За великой музыкальной драмой Мусоргского в афише следует столь же неувядаемый классический балет — «Спящая красавица» Чайковского. В нем впервые на нижегородской сцене выступит в партии Авроры прима-балерина Башкирского академического театра оперы и балета, народная артистка Башкортостана, лауреат международных конкурсов Гузель Сулейманова.«Сильная балерина. Очень!» — так аттестует гостью В. Ф. Миклин, худрук коллектива балета нашего театра. И подчеркивает, что с Уфой у труппы особые связи. Ведь именно оттуда, из хореографического училища, прибыло к нам пополнение молодых артистов.Много ждет Валерий Федорович от вечера 22 ноября, поскольку главные партии в «Лебедином озере» должны исполнить звезды российского балета — солисты Московского академического музыкального театра им К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко.- Мне очень давно хотелось пригласить к нам мастеров этого прославленного коллектива, — говорит В. Ф. Миклин. — Сам ездил в столицу, вел переговоры. И вот получены заверения, что творческий визит состоится. Оксана Кузьменко и Виктор Дик, оба народные артисты России, уверен, сделают незабываемым фестивальный спектакль, выйдя к нашей публике в образах Одетты-Одиллии и Зигфрида.Большие ожидания связывает с предстоящими днями музыкального праздника и главный дирижер нашего театра Е. Б. Шейко. «Нынешний фестиваль, по нашим ощущениям, по представительству в афише ярких имен, получится самым мощным за последние 15 лет», — уверен Евгений Борисович. 16 ноября он будет дирижировать свежей премьерой — «Мадам Баттерфляй». Этот третий фестивальный вечер будет стопроцентно нижегородским. За те фестивальные спектакли, в которых наши певцы выступают вместе с именитыми приглашенными артистам, маэстро не волнуется.- У нас очень хорошие оперные солисты, они демонстрируют достойный уровень исполнения рядом с любой звездой. Этот потенциал был продемонстрирован еще раз, когда недавно мы провели силами театра фестиваль опер Пуччини. За неделю сыграли три разных спектакля с разным составом певцов. Так что творческий тонус нашей труппы тоже залог успеха нынешнего большого праздника музыки.- Тем более, — продолжает главный дирижер, — что и список приглашенных артистов впечатляет, география участников широкая. Это — солисты из театров обеих столиц, Саратова (в том числе известный Леонид Сметанников), Уфы, Самары, Чебоксар. А в заключительном концерте планируется и вовсе замечательный сюрприз — встреча с редким тенором Алексеем Волжаниным, лауреатом престижных конкурсов, включая конкурс имени Глинки. Не умаляя достоинств других участников финального вечера «Болдинской осени» 23 ноября, должен выделить этого артиста. Сейчас в России не так много певцов, свободно владеющих верхней ноткой «до». Проблема настолько серьезна, что театры вынуждены отказаться от некоторых опер, скажем «Фауста». Даже Большой! Но на фестивале мы получим редкую возможность слышать тенора, способного за вечер взять хоть десять верхних «до».В театре подчеркивают: удовольствие представить публике таких мастеров экстра-класса обходится все дороже. Цены растут не только на товары и услуги, на отличных певцов, дирижеров — тоже. Потому организаторы двадцать второй по счету «Болдинской осени» особенно признательны своему генеральному спонсору ОАО «Гипрогазцентр». Проектный институт, входящий в пятерку лидеров своей отрасли в России, 18 ноября отмечает 40-летие. В рамках празднования юбилея руководство сделало сотрудникам красивый подарок — для них целиком куплен фестивальный спектакль «Борис Годунов».О том, как трудно без поддержки меценатов провести полноценный парад театрального искусства, говорила на встрече с журналистами директор Нижегородского академического театра оперы и балета А. Д. Ермакова. Кстати, сама она в эти дни принимает поздравления с большой государственной наградой — директор удостоена ордена «Знак Почета». Коллектив «Нижегородской правды» присоединяется к тем, кто искренне рад за Анну Дмитриевну.В программе начавшихся фестивальных дней она выделяет 17 ноября, когда состоится не спектакль или концерт, а Международная научно-практическая конференция «Театр-образование». И считает это событие неординарным даже по российским масштабам.- Мы отважились пригласить для разговора ведущих специалистов — философов, социологов, культурологов, преподавателей вузов. Готовы принять огонь на себя, выслушивая их мнения о том, какое место занимает наш театр в жизни города. Нам очень важно получить объективную картину. Уже проведены три серьезных социологических исследования в этом направлении, о результатах которых тоже пойдет речь на конференции. Настало время глубинного осмысления пути театра. Он может качнуться в сторону погони за популярностью, но не менее опасно закостенеть в жестком академизме. Вот почему нам необходимо сверить свои творческие шаги с интересами, ожиданиями всего культурного сообщества, с наблюдениями, выводами современной науки.Что ж, нынешняя «Болдинская осень», похоже, в полном смысле окажется временем сбора плодов — и творческих, и интеллектуальных.Материалы по теме:Парад театров