Второе пришествие фонда
Дорожные фонды функционировали в Россиис 1991 по 1 января 2001 года, а затем их взяли и… упразднили. И вотспустя 11 лет российское правительство решило эту структуру возродить,но уже в несколько иной ипостаси, дополнив при этом Бюджетный кодекс РФ и некоторые федеральные законодательные акты на сей счет новыми положениями. Ставка на акцизы Федеральный закон, регламентирующийвозрождение Дорожных фондов, был принят еще 6 апреля прошлого года.В одной из его статей закреплено понятие Дорожного фонда как «частисредств бюджета, подлежащей использованию в целях финансовогообеспечения дорожной деятельности, под которой… понимается деятельностьпо проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту,ремонту и содержанию автомобильных дорог». Там же было записано, чтофедеральный Дорожный фонд формируется в составе федерального бюджета.Региональным законом «О Дорожном фонде Нижегородскойобласти», принятым 9 августа прошлого года, четко определены источникиформирования доходов. Фонд будет наполняться в большей степени за счет акцизов на бензин и дизтопливо, а также транспортного налога. Есть и другие источники, но онибольших денег не принесут: это госпошлина за выдачу спецразрешений,плата за оказание услуг по присоединению объектов дорожного сервисак автодорогам, штрафы за нарушение правил перевозки крупногабаритныхи тяжеловесных грузов. На эти деньги будут строитьсяи содержаться не только автодороги общего пользования регионального илимежмуниципального значения, являющиеся госсобственностью Нижегородской области, но и дороги местного значения, находящиеся в собственности муниципальных образований. Денег больше, функции те же Как нам сообщили в пресс-службе рагионального правительства, в этом году объем бюджетных ассигнований Дорожного фонда Нижегородскойобласти составит порядка 8,9 миллиарда рублей. Любопытно, чтона дорожное хозяйство из этой суммы будет направлено 4,8 миллиарда,на погашение ранее полученных бюджетных кредитов — 1,8 миллиарда,на строительство метрополитена — 2,3 миллиарда рублей. Контроль за расходованием средств областногоДорожного фонда и исполнением областной целевой программы«Совершенствование транспортной инфраструктуры Нижегородской области на 2012 – 2014 годы» (есть и такая) возложен непосредственнона правительство региона. А вот контролировать качество выполняемыхдорожных работ будет ГКУ НО «Главное управление автомобильных дорог»,возглавляемое Александром Герасименко. При этом, как нас заверилив пресс-службе правительства, в связи с появлением Дорожного фондафункции этой структуры не поменяются, название — тоже. Плановая эффективность Что в том, старом Дорожном фонде, былохорошего? Первое: закрепленные источники финансирования. Федерацияи регион на много лет вперед знали, сколько у нихбудет денег на строительство тех или иных дорог, и могли планироватьсвою деятельность. Когда субъект экономической деятельности имеетвозможность планирования (загодя закупать материалы, технику, заключатьконтракты, нанимать высококвалифицированную рабочую силу), эффективностьдеятельности повышается на десятки процентов.О высокой эффективности дорожных фактов говорит хотя бы такой факт: в тяжелейшие для страны 1997 – 1999 годы в России строилась примерно тысяча километров федеральных автомагистралей и примерно шесть тысяч региональных в год. Для сравнения: сейчас эта цифра составляет примерно 300 – 350 километровфедеральных дорог и две тысячи региональных. Получается, что объемстроительства дорог сократился ровно в три раза! Возможно, этообстоятельство и стало одной из причин возрождения Дорожных фондов. Расширение сузившихся горизонтов Вопрос с содержанием дорог на сегодняшнийдень обстоит еще хуже. Это результат перехода на бюджетноефинансирование. Горизонт планирования, по сути дела, сузился до одногогода. В соответствии с работающей на сегодняшний день программой«Автомобильные дороги» выделяется средств чуть больше 40 процентов от необходимых ассигнований… И еще очень важный момент: если раньшедолгосрочное планирование позволяло привязать финансирование к логикестроительного процесса (то есть финансировали работы тогда, когда этонужно, — весной, летом, осенью, а вовсе не зимой), то сейчас происходитвсе с точностью до наоборот. Финансирование привязано к логикебюджетного процесса, бюджетных процедур, к логике работы министерствафинансов, министерства экономического развития и правительства в целом.Поэтому нынешние реформы назрели и оттягивать с их началом дальше былоуже никак нельзя. Эксперты прогнозируют, что благодаря возрожденным Дорожным фондам только в 2012 году расходы на дорожное строительство в страневырастут почти на 100 миллиардов рублей по сравнению с прошлым годом.При этом специалисты оговариваются: мера будет эффективной лишь прижестком контроле над деятельностью фонда и рыночной конкуренциив дорожном строительстве.