Выставка картин династии Маковских открылась в Нижегородском художественном музее

Выставка картин династии Маковских открылась в Нижегородском художественном музее
Фото автора
Картина Константина Маковского "Дети, бегущие от грозы"

Уникальную возможность увидеть знаменитые картины, написанные несколькими поколениями прославленных живописцев Маковских, получили посетители нижегородского художественного музея.

 

Этот проект впервые собрал в одной экспозиции полотна представителей рода, хранящиеся в коллекциях нижегородского музея, Третьяковской галереи, Самарского художественного музея и нескольких частных коллекционеров.

Начинает экспозицию огромный портрет главы рода — Егора Ивановича Маковского — сына обрусевшего поляка . Бухгалтер, работавший в комиссии по сооружению храма Христа Спасителя, он увлекался живописью и музыкой, и организовал в Москве кружок живописцев, из которого потом и выросло знаменитое училище живописи и ваяния. Сам он писал миниатюры на кости, а четверо из его пятерых детей в кругу друзей отца, в котором были Тропинин, Кипренский, Брюллов, Глинка и Гоголь , стали художниками. Один из них — Владимир, и нарисовал множество портретов отца, вошедших в экспокзицию. Константин стал самым известным живописцем в семье, а дочь Александра стала практически первой российской женщиной – профессиональным художником и написала невероятное количество великолепных пейзажей.

Следующее поколение Маковских дало российской культуре еще рад художников и деятелей культуры. Из десятерых детей Константина Маковского живописью увлеклись двое — в итоге Сергей стал знаменитым критиком и издателем, а Елена Лукш-Макосвкая – известным художником и скульптором. Сыновья Владимира выросли в художника Александра и архитектора Константина. Было и четвертое поколение Маковских — реставраторы и копеисты. Работы восьми самых ярких представителей семьи и составили экспозицию, о которой рассказала куратор выставки, искусствовед Ирина Миронова.

— Владимир и Константин как два полюса. Один – жанрист, другой – светский художник, придворный живописец, которого очень любил Александр II. После покушения на него Константин даже написал портрет императора в гробу. Но на выставке мы представили парадный портрет императора и многочисленные женские головки, написанные Константином. Любитель женщин он был непревзойденным певцом женской красоты. Рядом с портретом его «Боярышни», хорошо знакомом нижегородским ценителям живописи, расположился огромный портрет Варвары Морозовой – матери знаменитых меценатов Михаила и Ивана Морозовых. Непросто было доставить его в Нижний из Третьяковской галереи. И тут же небольшая, но очень яркая работа «Греющиеся итальянцы» и дар Константина нижегородскому музею, на открытии которого он был. Это эскиз к знаменитому «Воззванию Минина к нижегородцам». По нему можно увидеть, как автор искал верное решение для картины. Сначала он написал Ильинскую слободу, а потом историки рассказали ему, как все происходило на самом деле, и он полностью изменил свою идею – тогда и появился окончательный вариант картины, на котором Минин изображен на Ивановском съезде. Увидеть эту картину сегодня можно в здании особняка Сироткина на Верхневолжской набережной.

Выставка поражает разнообразием стилей, техник и сюжетов. «Ожидание у острога», «Любители соловьев» ( эта авторская копия попала на выставку из частного собрания, а когда-то принадлежала Лидии Руслановой), жанровые зарисовки, пейзажи, семейные портреты, и даже «Казначейство в день раздачи пенсий» — та самая картина, что иллюстрирует историю пенсионного дела на сайте ПФР. И все работы — от маленьких акварелей до громадных парадных портретов и хрестоматийного полотна «Дети, бегущие от грозы» пронизаны удивительной любовью художников к людям. К тем, что живет рядом, и неважно, император это, мужички в кабачке, старушки или крестьянские дети.

Посетить выставку можно до 8 декабря (6+)

Наша группа ВКонтакте: интересные новости, живое обсуждение, розыгрыши и призы. Подписывайтесь!
Подпишитесь на нас
Похожие публикации