Site icon Нижегородская правда

Взятки не гладки. Новые подробности в деле экс-главы администрации Кстовского района

Показательный процесс завершился на днях в Нижнем Новгороде. Бывшего главу администрации одного из крупнейших районов области Кирилла Культина суд признал виновным в получении взятки. Деньги он получил в одном из нижегородских ресторанов, после чего был взят с поличным. Говорят, изначально речь шла о сумме в два миллиона, но Культин повысил ставку до трёх. Сам экс-глава администрации настаивает, что совершил мошенничество.

 

Быстрый взлёт
Профессиональный юрист Кирилл Культин возглавил администрацию Кстовского района 12 октября 2016-го, в 34 года, став самым молодым главой в регионе. Причём вскоре после этого в Устав города внесли изменения: 30 сентября 2017 года кстовская мэрия прекращает существование и вливается в районную администрацию. Кресло главы объединённой структуры многие прочили Кириллу Культину.

Но интрига осталась неразрешённой. 6 сентября Культина задержали в Нижнем Новгороде во время его встречи с Олегом Захаровым, председателем комитета кредиторов кстовского муниципального предприятия «Водоканал» и руководителем ООО «Водоканал Кстовского района». К слову, в коммунальную сферу Олег Алексеевич пришёл из дорожной: в 2003-2004 годах он возглавлял Главное управление дорожного и транспортного хозяйства Нижегородской области, которое ранее именовалось Дорожным фондом.

На муниципальном «Водоканале» ещё в 2014 году была введена процедура банкротства. «Водоканал Кстовского района» оказался самым крупным его кредитором. В конце февраля 2017-го комитет кредиторов утвердил процедуру замещения активов: на базе МУПа с одобрения администрации района было решено создать публичное акционерное общество. На этом фоне и начала развиваться история о трёх миллионах.

 

Водно-денежный поток

Культин и Захаров были хорошо знакомы. В деле есть сведения, что за год, начиная с августа 2016-го, они созванивались более 500 раз. Следствие пришло к выводу, что они обсуждали, какое имущество перейдёт к будущему акционерному обществу, и за взятку глава райадминистрации обещал председателю комитета кредиторов действовать в его интересах и в дальнейшем оказывать покровительство.

У муниципального «Водоканала» более 150 объектов, но сети в основном сильно изношены. Однако есть объекты с экономической перспективой – на активно застраивающейся территории, например, Ближнеборисовского, Большеельнинского сельсоветов. Там и собираемость коммунальных платежей высокая. Таких более или менее привлекательных для бизнеса объектов набралось 29. Как следует из материалов дела, Культин обещал Захарову сделать так, что именно эти 29 объектов будут переданы создаваемому на базе предприятия-банкрота акционерному обществу. А остальное малоперспективное имущество планировалось выставить на торги. Они, скорее всего, не состоялись бы, и имущество перешло бы на баланс администрации.

6 сентября Кирилл Культин и Олег Захаров встретились в ресторане «Домашняя Италия» торгово-развлекательного центра «Фантастика». В какой-то момент Культин вышел из зала, оставив на столе папку с документами. В неё Захаров и положил пакет с деньгами – 155 тысяч рублей настоящими купюрами, остальные 1 миллион 345 тысяч – имитация. Ситуация давно находилась под контролем областных управлений ФСБ и МВД, оперативники также были в зале ресторана. Вернувшись через несколько минут, глава кстовской администрации убрал лежавшую на столе папку в сумку. В этот момент его задержали.

 


Настаивая на переквалификации содеянного по более мягкой статье «Мошенничество», Кирилл Культин в последнем слове сказал: «Я свою жизнь уже загубил».


 

Процедурный момент

Кирилл Культин сразу заявил, что не имеет к деньгам никакого отношения, а некоторые его коллеги стали говорить, что это была провокация. Однако через четыре месяца после ареста Культин, к тому моменту уже бывший глава администрации, сказал следователю, что деньги брал, но это не взятка, а мошенничество: он вводил Захарова в заблуждение, зная, что свои обещания не выполнит, так как процедура замещения активов на социально-значимом муниципальном предприятии неправомерна. На этом Культин и два его адвоката настаивали и в суде. Действительно, в декабре 2017 года Верховный суд России признал эту процедуру на кстовском «Водоканале» незаконной и отменил.

Обвинение, однако, настаивало, что предвидеть такого исхода Культин не мог.

"Анализ протоколов осмотра и прослушивания фонограмм и видеограмм, показания основного свидетеля обвинения, а также показания свидетелей: сотрудников администрации Кстовского района, правительства Нижегородской области, работников МУП «Водоканал» указывают на то, что Культин никому сомнений в реализации процедуры замещения активов не высказывал, напротив, фактически её инициировал, продвигал её реализацию, выражал уверенность в её успешном завершении", – заявила в прениях прокурор отдела гособвинителей прокуратуры Нижегородской области Полина Трусова. – "Анализ телефонных переговоров, переписки свидетельствует о достигнутой между Культиным и Захаровым договорённости именно о взятке в размере трёх миллионов рублей".

Суд учёл смягчающие обстоятельства, в частности, наличие двух несовершеннолетних детей (к слову, после ареста супруги Культины предпочли развестись) и приговорил экс-главу кстовской администрации к 8,5 годам колонии строгого режима (обвинение предлагало 10 лет) со штрафом 9 миллионов рублей и лишением права занимать определённые должности на 10 лет. Для обеспечения уплаты штрафа суд наложил арест на «Хонду» Культина 2008 года выпуска, квартиру, долю в квартире, охотничье оружие.

Защита намерена обжаловать приговор.

Добавим, что водоканализационные сети Кстовского района взял в аренду «Нижегородский водоканал», который обслуживает областной центр.

 


Арест Кирилла Культина стал первым в череде громких задержаний высокопоставленных чиновников и силовиков. За ним последовали уголовные дела в отношении депутатов Законодательного собрания Нижегородской области Олега Сорокина (осуждён), Александра Глушкова (под стражей в Грузии), Александра Бочкарёва, Вадима Жука (дела в суде), экс-начальника областного Управления ФНС Владимира Шелепова (в марте 2018-го был взят под стражу), экс-начальника службы тыла областного полицейского Главка Ихтияра Уразалина (дело в суде), бывшего главы администрации Нижнего Новгорода Олега Кондрашова (объявлен в международный розыск) и его заместителя Владимира Привалова (под стражей).

В этом списке и депутат нижегородской Гордумы Николай Ингликов. Областное СУ СКР сообщило, что дело в отношении бывшего директора Управления муниципальных кладбищ Нижнего Новгорода направлено в суд. По версии следствия, Ингликов получил взятку в 620 тысяч рублей от смотрителя Новосормовского кладбища за общее покровительство, а кроме того под угрозой увольнения вынудил двух работников другого кладбища ежемесячно передавать 50 тысяч рублей для оплаты строительных работ на кладбище, чем превысил полномочия. Для обеспечения исполнения будущего приговора суд наложил арест на принадлежащие Ингликову 45 объектов недвижимости на 106 миллионов рублей. Сам он вину не признаёт.

Exit mobile version