Юные нижегородские экологи поделились впечатлениями о Менделеевской экспедиции
Газета "Нижегородские новости"
Подписка на газетуНижегородцы побывали в экспедиции в Ленинградской области. Ученики средней школы №27 Дзержинска, а также студенты Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского приняли участие в Менделеевской экологической экспедиции, которая прошла в Санкт-Петербурге и Ленинградской области с 11 по 16 сентября.
Чтобы поехать — выиграла конкурс
По словам Анны Дранишниковой, ученицы «Менделеевского класса» на базе школы №27 Дзержинска, чтобы попасть в поездку, она выиграла конкурс, написала свой проект, где рассказала о способах удаления нефтяных пятен с поверхности рек Оки и Волги. Проект понравился. И она оказалась в составе 80 человек, участников экспедиции из шести регионов страны.
«В такой поездке я была второй раз, там царит семейная атмосфера, — рассказала Анна Дранишникова. — Мы много нового изучали, работали с профессионалами своего дела, с преподавателями университета, знакомились с новыми людьми. И самое главное, что мы увидели, как на Байкале, где я была в первый раз, так и в Санкт-Петербурге, — проблемы, которые надо решать».
По словам Анны, особенно впечатлил ее во время научно-исследовательской программы «Менделеевская экологическая экспедиция. Финский залив» полигон токсичных промышленных отходов «Красный Бор», где с 1969 года в картах-накопителях полигона размещено порядка 1,7 млн тонн отходов различного класса опасности. Только один накопитель сравним с футбольным полем, а таких накопителей на полигоне 70. И в настоящий момент Федеральный экологический оператор (ФГУП «ФЭО») — предприятие Госкорпорации «Росатом» — ведет работы по ликвидации накопленного экологического вреда: обезвреживает содержимое полигона и рекультивирует территорию.
Как работают ледоколы
Уникальным событием для участников экспедиции стала экскурсия на Балтийский завод, который специализируется на строительстве судов для перевозки различных грузов и атомных ледоколов. Ребята побывали на корпусообрабатывающем и сборочно-сварочном производстве атомных ледоколов, увидели строительство «Ямала» и «Чукотки». Во время экскурсии по ледоколу «Урал» менделеевцы узнали о работе корабля, посетили пункт управления атомными реакторами и осмотрели Санкт-Петербург с капитанского мостика.
«Это что-то очень грандиозное, — поделилась студентка Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского Екатерина Качалова. — Я никогда не была на ледоколе. Особенно понравилось то, что атомную энергетику используют в мирных целях. Когда мы шесть этажей поднимались вверх, перед нами открылся великолепный вид».
Чтобы снизить воздействие на окружающую среду, на предприятии применяют разные экологические решения, в их числе – локальные очистные сооружения. Во время экспедиции менделеевцы провели отбор проб воды из Невы. Исследовав разные параметры, они вписали их в свои исследовательские дневники — основной рабочий документ для эколога.
Исследовательская работа
Познакомили юных химиков и биологов с методикой мониторинга растительности особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга. К слову, в Северной столице России 16 особо охраняемых природных территорий, они составляют 4,5 процента от площади Санкт-Петербурга. Менделеевцы побывали в природном заказнике «Западный Котлин», где узнали много интересного про местную флору и фауну, провели самостоятельные исследования. Например, на острове Котлин обитают 60 видов животных и растений, занесенных в Красную книгу. Также здесь каждую весну и осень останавливаются тысячи птиц, среди которых есть редкие виды.
Программа Менделеевской экологической экспедиции предусматривала дни гидроэкологии, антропогенного воздействия и биоразнообразия. Именно в четвертый день экспедиции школьников «Менделеевских классов» и студентов вузов познакомили с инфраструктурой полигона «Красный Бор». Как заметил и.о. генерального директора ФГУП «ФЭО» Максим Погодин, ликвидация накопленного экологического вреда — задача поколения XXI века. Именно для подготовки будущих специалистов в этой сфере в шести регионах России были открыты «Менделеевские классы». Их ученики не только углублённо изучают профильные предметы, но и имеют возможность проводить собственные исследования в рамках экспедиций.
В последний день экспедиции ребята побывали в музее Ленинградской АЭС, там познакомились с историей создания станции и посетили дозиметрическую лабораторию. По их мнению, было очень интересно, потому что они увидели Санкт-Петербург не только как город культурно-исторического наследия, но и промышленную его часть, которую мало, кто знает…