Затонувшую «Святую Русь» не могут достать со дна Волги: разбираемся, как долго еще теплоход будет отравлять реку
Газета "Новое дело" №5 от 06.02.2020
Подписка на газетуУже полгода теплоход «Святая Русь», который в августе затопили во время тушения пожара, остается в Сибирском затоне. Всё это время обеспокоенные нижегородцы наблюдали плавающие вокруг него нефтяные пятна. Однако поднять теплоход пока нельзя: судно стало вещественным доказательством по уголовному делу. Мы попытались выяснить, как долго оно ещё будет отравлять Волгу.
Бунт на корабле
Теплоход «Святая Русь» полыхал так, что зарево пожара было видно из разных концов Нижнего Новгорода. Его тушили по высшему, третьему, рангу сложности. С пожаром справились, но судно легло на дно.
– Тушили его мощно, сильно, но, видимо, без опыта, – рассказал нам специалист по подъему судов Павел Данилов. – В общем, потопили его. Потом уровень воды поднялся, и сейчас оно затоплено по третью палубу.
…Трёхпалубный теплоход «Родина» был построен в ГДР и спущен на воду в 1955 году. Пять лет судно работало в Волжском пароходстве в Горьком, а затем ушло в Ленинград. Там теплоход во-зил туристов в речные круизы, переходя из рук в руки. После капитальной реконструкции в 2006 году по требованию нового собственника он получил название «Святая Русь».
В 2015 году теплоход потерял управление из-за сломанного двигателя по пути к острову Валаам и несколько часов дрейфовал около поселка Усть-Ижора. На борту находились 150 пассажиров. На судне началась паника. Позже сотрудники полиции обнаружили, что несколько членов команды были пьяны.
После коллективной жалобы пассажиров в прокуратуру все круизные рейсы были отменены. Спустя время Казанская судоходная компания объявила себя банкротом. В числе другого имущества судно несколько раз выставлялось на торги и в результате было продано по цене металлолома – за 8,5 млн рублей.
Кто истинный владелец теплохода, нам не ответили ни в Роспотребнадзоре, ни в региональном управлении МВД на транспорте, ссылаясь на закон о защите личных данных. Нижегородец Игорь Базанов, указанный в документах о покупке, заявил, что выступал агентом. По некоторым сведениям, собственником стал предприниматель Андрей Канашин – тот самый, что приобрел совсем недавно недостроенную атомную станцию теплоснабжения недалеко от Кстова.
В 2018 году «Святую Русь» пригнали на утилизацию в Сибирский затон – на левом берегу Волги около Бора. Восстановить судно было уже невозможно, оставалось разобрать его на металлолом. Но пожар помешал этим планам.
Токсичный металлолом
С тех пор «Святая Русь» лежит на дне Сибирского затона, из воды выглядывают только нос и третья палуба. Пока не замерзла река, нижегородцы постоянно наблюдали на воде вокруг судна нефтяные пятна.
– Машинное отделение всегда содержит подсланевые воды – это масло, мазут, солярка, – рассказал нам специалист по подъему судов Павел Данилов. – Когда судно встает на отстой зимой после конца навигации, месяца два уходит только на то, чтобы убрать эти подсланевые воды. Их там 10 – 20 тонн – это квинтэссенция нефтехимической грязи.
Выставленные заграждения, по словам экологов, задерживают только плёнку на поверхности реки, остальные же нефтепродукты идут вниз по реке, отравляя её.
– Отбор проб природной воды показал превышение предельно допустимой концентрации по ряду загрязняющих веществ, – сообщили в управлении Роспотребнадзора по Нижегородской области.
Еще в сентябре прошлого года ведомство завело было административное дело по поводу загрязнения акватории затона. Но тут следствие заподозрило, что теплоход подожгли специально.
– Поджог подтвержден, но лицо поджигателя, причина поджога и способ поджога не установлены, – сообщили нам в Нижегородском линейном управлении МВД России на транспорте.
И как вещественное доказательство теплоход теперь должен оставаться на своем месте до окончания расследования. Но когда оно закончится, неизвестно. Неизвестно и то, кто будет потом поднимать судно.
По оценке Павла Данилова, подъем может стоить 6 – 7 млн рублей. Если следовать мировой практике, то металл отдается судоподъемщикам. Если нет – еще два раза по столько уйдет на вывоз и утилизацию. Судя по всему, собственнику это неинтересно. Во всяком случае, на предложения нижегородских специалистов он не откликнулся. Региональное правительство этим пока заниматься не может.
– С правовой точки зрения, правительство не имеет права тратить бюджетные деньги на подъем судна, у которого есть собственник. Поэтому не надо на правительство обижаться, тут надо законодательство править, чтобы такие вещи были возможны, – рассказал нам руководитель экоцентра «Дронт» Асхат Каюмов.
Процесс предстоит долгий. Месяцы, а то и годы уйдут на следствие. Только после его окончания в дело может вступить Росприроднадзор. Он должен вынести как минимум два представления собственнику – убрать и утилизировать судно. Затем можно подать в суд за систематическое неисполнение предписаний, где ходатайствовать о принудительном изъятии судна у владельца и передаче его на баланс муниципалитета. За это время все нефтепродукты с теплохода уйдут в реку. Как при этом пострадают Волга и ее обитатели – подсчитать невозможно.