«Женитьба», или Бег на месте. Премьера в нижегородском театре Драмы
Солнце,весна! Душа поет и жаждет любви! Самое подходящее время для премьерыгоголевской «Женитьбы» выбрал Нижегородский театр драмы. Это уже четвертыйспектакль, поставленный московским режиссером Валерием Саркисовым на сценедрамы, и опять он вызывает самые полярные отклики.Любителиклассических постановок сразу скажут свое «фи», и действительно, здесь не найтиочарования прошедших веков. Ни уюта барского дома, ни бережного отношения кставшему почти сакральным гоголевскому тексту. Саркисов опять пошел путемэкспериментов, причем экспериментов во всем. От англиканского костюма Кочкаревадо двухместного велотренажера и беговой дорожки на сцене.Веломонстрвызывает недоумение сразу; конечно, колеса под Подколесиным ? это забавно, можно найти даже какой-то смысл в этой ездена месте. Подколесина и свахи. Действительно, с места они ни сдвинутся не нашаг, но заставить зрителя искать глубокий философский смысл в этом странномзрелище — занятие неблагодарное.Когдаже дело доходит до беговой дорожки, чьи современные формы ярко противоречатвсему антуражу, недоумение нарастает. Воспользоваться этим тренажером стремятсявсе герои, кто размеренно шагает по этому жизненному пути, кто несется вскачь исоскакивает в самый неподходящий момент, как Подколесин. Такойгипертрофированный образ дороги, причем не просто без начала и конца, а еще иникуда не ведущей! Бег на месте, утомительный и бесцельный. Но, с другойстороны, почему бы и нет?Актерскийансамбль подобран со вкусом, но из-за того, что каждая роль тут главная, всестараются перетянуть внимание зрителя на себя. Может, со временем, когдаспектакль наберет обороты, все сгладится, но пока общего ансамбля неполучается. Хотя посмотреть есть на что. Естественно, самый яркий ? КочкаревАнатолия Фирстова. То мягкий и медовый, то резкий и дерзкий, к каждому у негосвой подход. Да, он умеет уговаривать и играть на душевных тайнах, которыесразу же и видит в людях. Энергия Фирстова фонтанирует, он четко выстраиваетсвои отношения с партнерами по сцене, особенно с Николаем Игнатьевым ?Подколесиным. Игнатьев очень реалистиченв этой роли, «приступы» энергии и жаждыдеятельности чередуются у его героя с размышлениями на тему «не было бы хуже».Как же хочется жениться, толстых карапузов? Но так не хочется забот. Можно сженитьбой и повременить! Все что-то мешает, то мысли, то настырная мелодияграммофона, не дающая ему признаться в любви? С какой неохотой он сбегаетиз-под венца, но все-таки сбегает! А ведь Агафья Тихоновна просто очарована егоманерами, благородной красотой и дворянством! Фрак, цилиндр, обходительность ?что еще желать? Но желая многого, она не получила ничего? Это сложная роль длямолодой актрисы Марии Мельниковой, но она сумела найти для своей героини нужныеоттенки и быть органичной со всеми партнерами по сцене.СвахаЕлены Суродейкиной поражает своей энергией и умением с каждым говорить на его уровне — мгновенно подстраиваться подсобеседника и выстраивать диалог. Как умеет она лавировать в море страстей и неутонуть в интригах!Оченьдобротным получился Яичница Сергея Блохина, ради выгоды готовый жениться на комугодно и озабоченный только размером приданого. Если бы не его постоянноесмущение от своей фамилии, он бы достиг небывалых высот. Но что-то всегда нетак. Ему гораздо проще поверить, что дом заложен, чем вступить в борьбу заневесту, подозрительность во всем ? вот его бич. Этот сплав смущения инегодования удается актеру как нельзялучше.РеалистиченЖевакин Юрия Фильшина. Единственный из женихов он вызывает сочувствие своейромантичной нежностью и доверчивостью, но девушки всегда выбирают не того. Иобманутый любитель вспоминать про Сицилию и военную службу, он остается вожидании и растерянности. Военный, не растративший любовь и мечтающий опухленькой женушке… Наши современники точно такие же. Авот офицер Анучкин Александра Сучкова ? злая пародия на военного, дерганыйистерик, готовый побить своей тростью окружающих, но решающийся только навопли. Как-то выбивается он из общего ряда, а ведь его герой всего-то хотелжену, говорящую по-французски. Не такая уж большая странность. Зачем былоделать из него сумасшедшего ? непонятно?АринаПантелеймоновна ? Маргарита Алашеева взрывается эмоциями только раз, зато очень эффектно и до слез. Ее героинюпонять можно: унижение племянницы кого угодно выведет из состояния благодушия испокойствия.Сусальныеангелочки, в которые превратил Саркисов слугу Степана, выбиваются из обшей картины спектакля напрочь. Если ужупразднять слуг из пьесы, то надо идти до конца, бестелесно-бесполые, как эходруг друга, они не только добавляют красок своему хозяину, как это было уГоголя, но смотрятся чужими и лишними. Что это ? образ ненужной любви вофелиевских веночках? Впрочем,на вкус и цвет? Может, кому-то, уставшему от классических постановок, эта«Женитьба» покажется интересной, но так давно не баловали нас театры настоящимГоголем, а так хочется окунуться в атмосферу быта его героев. Увидеть на сценене огромную летающую кровать, а кроватку с кучей подушечек и вязанными накоклюшках подзорами, занавесочки ивсе то, что так мило было сердцубарышень того времени?