Жизнь напрокат: почему нижегородцы предпочитают не покупать, а арендовать
Газета "Нижегородская правда" №88 от 30.10.2019
Подписка на газетуВ Нижнем Новгороде, как и во всей стране, набирает популярность так называемая шеринговая экономика: нижегородцы предпочитают не владеть движимым и недвижимым имуществом, а брать его напрокат. Тем более что сейчас арендовать можно практически всё – от квартир и машин до одежды и детских игрушек.
По мнению экспертов, это говорит о принципиальной смене модели потребления и отношения к вещам, а также о перестройке общества в целом.
Сдам/Сниму
Моя подруга Настя получила права ещё в студенчестве, но за восемь лет «стажа» садилась за руль всего несколько раз. Отец не спешил делиться железным конём, автокредиту она предпочла ипотеку, а муж оказался и вовсе «бесправным».
И вот буквально пару месяцев назад, обнаружив под окнами своего дома серенький «Хёндай Солярис» с надписью «Делимобиль», Настя решила проверить на себе, что такое каршеринг – сервис, предоставляющий автомобиль в аренду с помощью специального приложения.
Проверила и втянулась.
– Машина мне не так часто нужна, – говорит Настя. – Тяжёлые сумки из супермаркета довезти, доехать в поликлинику с ребёнком, к родителям или ещё куда, когда на улице дождь или снег. Да и просто иногда хочется не в маршрутке толкаться, а доехать с комфортом.
Каршеринг, или поминутный прокат автомобиля, появился в нашем городе два года назад, и хотя поначалу к сервису многие относились скептически, сегодня «делимобили» встречаются повсюду. А вскоре появились и другие услуги.
Давай делиться
И сегодня активно делиться нижегородцы готовы не только автомобилями. Летом очень популярны прокаты велосипедов, роликов, самокатов. Сейчас взять велосипед можно во многих точках центра Нижнего Новгорода.
А прокаты платьев пользуются спросом круглый год. Я сама арендовала платье на мероприятие и могу с уверенностью сказать, что это иногда выгоднее, чем покупать. К примеру, у меня в шкафу вот уже три года висит платье, которое я купила за 5000 рублей, чтобы пойти на свадьбу к подруге. Продать его ни за эти деньги, ни в пять раз дешевле не получается. Поэтому когда снова понадобилось платье, я взяла его в аренду за 1,5 тысячи.
– Наша студия существует более восьми лет, мы были первыми, кто начал заниматься этим направлением, но изначально ориентировались на творческие фотосесссии, – рассказала основатель студии проката платьев Alexia Dresses Александра Лисина. – Со временем поняли, что очень много людей стало приходить с запросом для простых житейских событий: свадьбы, юбилеи, выпускные, концерты. Спрос, безусловно, есть, и наша индустрия сейчас достаточно динамично развивается. Мне кажется, последнее время всё больше и больше людей понимают, что купить себе платье на 1 – 2 раза очень непрактично: с одной стороны, бьёт по карману, а с другой – ещё есть тренд на расхламление своего пространства.
Согласитесь, если вы куда-то ходите, не очень хочется больше двух раз надевать один наряд, не хочется хранить дома много лишних вещей, да и тратить лишние деньги и время на его поиски тоже.
Если у прекрасной половины человечества популярностью пользуется прокат платьев, то мужчины охотно берут на прокат строительный инструмент. И правда: зачем покупать то, что большую часть времени будет пылиться на балконе или в гараже, который, кстати, тоже можно арендовать.
Ешь – не хочу
Дошло до того, что в аренду теперь можно взять даже детские игрушки!
– Это просто находка, – захлёбывается от восторга моя знакомая Катя, которая недавно стала мамой. – Моя подруга купила новую ванночку за 1,5 тысячи рублей, они в ней покупались-то раз пять от силы, а теперь она её за 500 рублей продать не может. А я ванночку арендовала за 150 рублей в месяц. Два месяца мы там покупались и перешли на большую ванну. Или вот электрокачели. Те, что я хотела, в магазине стоят 5000. С рук предлагали за 2,5 тысячи, а мы взяли на неделю за 450 рублей и поняли, что они нам не нужны. Не сидит там моя кроха. А сколько бы я эти качели потом продавала?
Всё это испытала на себе и владелица проката игрушек.
– Идея сдавать игрушки и прочие товары для детей в аренду родилась у меня, когда была в декрете, – рассказала владельца проката игрушек «Лукоморье» Анна Черепенникова. – Купила ребёнку дорогущие прыгунки, около 10 тысяч они стоили, а ребёнок в них прыгать не стал. Какими бы они новыми ни были, продавать их за эту же цену бессмысленно, отдавать просто так жалко, как и потраченных впустую денег. Оглянулась и поняла, что не только прыгунки простаивают. Очень много вещей накопилось, которыми мы фактически не пользовались. Пыталась продавать, но никто не покупал. Нашла в интернете информацию о прокате. На тот момент, а было это больше четырёх лет назад, один прокат работал, другой закрывался. Я решила попробовать.
Прокат игрушек оказался настолько востребованным, что Анна ушла с основной работы и вплотную занялась шеринговым бизнесом.
Существует даже фудшеринг, в рамках которого люди делятся едой, которая пришлась им не по вкусу или которую они не успевают съесть. Наверняка многим знакома ситуация, когда продукты из холодильника приходится просто выбрасывать: их не успели съесть, и они испортились. Причём последователи фудшеринга предлагают делиться не только продуктами, но и готовыми блюдами.
«Отдам пару порций жаркого», – пишет в группе нижегородского фудшеринга в «ВКонтакте» Варвара.
Таким образом, у этого направления появляется всё больше последователей в самых разных областях. С чем же это связано?
Трезвый расчёт
Сегодня даже олигархи предпочитают частные самолёты и яхты брать в аренду, а не покупать. Ещё в 2016 году миллиардер Михаил Фридман заявлял, что собственности у него очень мало, потому что любая собственность – это обременение, за которым нужно постоянно следить.
Ещё много тех, кто по-прежнему любит демонстрировать свой достаток, но популярность шеринга говорит о том, что россияне уверенно движутся от массового потребления к рациональному.
– Это совершенно новый стандарт потребления, – считает социолог Александр Прудник. – Потребность во многих вещах больше не имеет постоянный характер. Раньше стандарты определяла та российская элита, которая из бедных в 90‑х – начале 2000‑х перешла в категорию богатых, и потребление носило демонстративный характер. То, что они делали, чем они владели, должно было подчеркнуть их новый социальный статус. Это было нерациональное потребление. Но выросло новое поколение среднего класса, которое ориентируется на западный стандарт, образ жизни, а не поведение внутри российского общества.
Совместное потребление ещё в 2011 году вошло в составленный журналом Time список идей, которые изменят мир в ближайшем будущем. Но как же именно?
Некоторые связывают популярность шеринга с модой на экологичность. Переход от массового потребления к рациональному, при котором используются простаивающие вещи, помогает сократить количество отходов.
– Конечно, есть много людей, которые приходят к совместному потреблению не из-за того, что в их сознании что-то поменялось, а из-за элементарной экономии, потому что арендовать дешевле, чем купить, – считает эколог Асхат Каюмов. – Но в этом нет ничего плохого, поскольку когда люди экономят свои ресурсы, они меньше воздействуют на окружающую среду. Вот почему шеринг – это бесспорно экологическое направление.
Бизнес-конкультант Юрий Кузьмичёв считает, что мода на различные шеринги будет сохраняться ещё очень долгое время, отвечая спросу на совместное потребление.
– Структура потребления меняется во всём мире, но, думаю, что в разных странах разные причины популярности шеринга, – говорит Юрий Кузьмичёв. – Может, я глубоко заблуждаюсь, но предположу, что в России кризис совпал с расцветом этой новой экономики. Люди стали тщательнее считать свои деньги, отсюда и рациональный подход к потреблению. Думаю, что в будущем мы увидим такие формы шеринга, которые сейчас даже представить себе не можем.
В Японии, к примеру, популярны сервисы аренды друзей и домашних животных. В России тоже можно найти предложения по аренде друга, но пока это больше похоже на поиск виртуальных собеседников. К счастью, в нашей стране совместное потребление останется на уровне аренды материальных благ.