Жизнь под парусами
Сегодня исполняется 70 лет известному в прошлом нижегородскому яхтсмену Дмитрию Кирилловых. Парусные суда он полюбил в детстве, и эта любовь не прошла до сих пор.На водную станцию «Водник» десятилетнего Диму привел старший брат Владимир. Начинающим приходилось там выполнять черновую работу: выкачивать воду из спортивных лодок, драить палубу, оттирать от мазута борта. Дмитрия всё это не отпугивало. Он очень хотел научиться управлять парусником, ради чего готов был вытерпеть многое. Упорство и трудолюбие принесли плоды — в 1953 году Кирилловых-младший выиграл свои первые городские юношеские соревнования. А когда настало время, стал выступать среди взрослых. — Главным достижением считаю то, что на протяжении нескольких лет я входил в сборную Советского Союза, — рассказывает Дмитрий Николаевич. — В классе катамаранов «Торнадо» мы со шкотовым матросом Борисом Маловым становились призерами чемпионата и Кубка СССР, международной Балтийской регаты. В 1974 году выиграли звание чемпионов России. К сожалению, не довелось поучаствовать в чемпионатах Европы и мира (не говоря уже об Олимпийских играх). Туда спортсменов из провинции предпочитали не брать. Получалось так: если ты молодой, то неопытный, если «старый», то бесперспективный…В «Торнадо» Дмитрий Кирилловых перешел из другого олимпийского класса — «Звездный». В 1963‑м они с Юрием Кокревым отлично проявили себя на «звезднике» в Балтийской регате, которую принимал Таллин. Горьковский экипаж занял четвертое место, уступив яхтам олимпийского чемпиона Темира Пинегина, трехкратного чемпиона мира итальянца Роланди и вице-чемпиона Европы Бориса Мирохина. В этом классе Кирилловых побеждал в чемпионате РСФСР, во всероссийской Спартакиаде. Норматив мастера спорта он выполнил в 1964‑м, а выступать закончил через 11 лет. То, что не сделал Дмитрий Николаевич, сделала его жена: Лариса Кирилловых (до замужества Синичкина) выиграла чемпионат Советского Союза. Было это в 1969 году в Севастополе, Лариса Гавриловна выступала в классе «Дракон». К тому времени у супругов уже была шестилетняя дочь Света, которая тоже потом увлеклась парусными гонками. А еще у Ларисы и Дмитрия Кирилловых есть сын и двое внуков. Прогуляться на яхте любят все. — Лодка у нас есть, — улыбается Дмитрий Николаевич. — Не новая, конечно, 1984 года выпуска, но и то хорошо. Каждое лето обязательно ходим под парусом. Пару лет назад я даже в соревнованиях участвовал на Горьковском море, и дочка была в экипаже. Большое удовольствие получил. Что вообще дал спорт юбиляру? — Во-первых, навыки работать руками. Готовя лодку к соревнованиям, надо быть столяром, слесарем, маляром. Всё это пригодилось в быту. Во-вторых, благодаря спорту имел возможность общаться с интереснейшими людьми. Среди них — горьковчанин Юрий Чабан, который, как и моя жена, побеждал в чемпионате СССР.К сожалению, Юрия Всеволодовича уже нет в живых. Ушел из жизни и знаменитый конструктор судов на подводных крыльях Ростислав Евгеньевич Алексеев. Он был большим любителем парусных гонок, сам строил яхты. Будучи мальчишкой, я выкачивал воду из его лодки, пару раз прокатился с ним. Парусной секции в «Воднике», где я занимался, руководил Николай Васильевич Ушаков, замечательный человек, впоследствии главный архитектор нашего города… Да многих людей вспомнить можно. Например, Ивана Петровича Лаврова — нашего земляка, отвечавшего за парусный спорт во всесоюзном спорткомитете. Для развития гонок на яхтах в стране он сделал немало. Возвращаясь к сегодняшнему дню, Дмитрий Кирилловых говорит, что настоящий парусный спорт развивается, по сути, только в Москве и Питере. «Настоящий» — значит связанный с олимпийскими классами лодок (монотипами). Сетует юбиляр на то, что гонки на яхтах мало освещаются в прессе, по телевизору их почти не увидишь. Впрочем, футбол, хоккей, биатлон Дмитрий Николаевич тоже любит смотреть. Сейчас выпускник нашего водного института — на заслуженном отдыхе. А работал на заводе «Гидромаш», в научно-исследовательском институте технологии и организации производства. Признаётся, что спорт работе не помогал, порой даже мешал, и это был существенный минус. Однако плюсов набиралось больше. И жалеть о «жизни под парусами» Дмитрию Кирилловых, разумеется, не приходится.