ЗМЗ заговорит по-итальянски с японским акцентом
Совместное производство ОАО «Северсталь-авто» и Fiat Powertrain Technologies (Италия) уже в конце 2008 года выпустит 1 тысячу дизельных двигателей F1A.Как сообщил на пресс-конференции, посвященной итогам 2007-го и задачам на 2008 год исполнительный директор Заволжского моторного завода Константин Рухани, ЗМЗ вложит порядка 500 млн рублей в реконструкцию здания для организации производства. Работы по реконструкции будут закончены в августе 2008 года, после чего начнутся поставка и настройка оборудования, и в конце осени будут собраны первые двигатели.Под размещение нового производства высвобожден действующий заводской корпус, из него без остановки главного сборочного конвейера в сжатые сроки было перемещено в другие корпуса и смонтировано в бругие корпуса более тысячи единиц оборудования. Поставка оборудования для СП будет осуществляться за счет средств Fiat, после чего между заволжскими моторостроителями и итальянскими партнерами будут проведены взаиморасчеты. К 2011 году при выходе на планируемую мощность производства выпуск двигателей составит 90 тыс. в год. Из них порядка 70 тысяч будет поставляться для комплектации автомобилей Fiat-Ducato, выпуск которых «Северсталь-авто» наладил на площадке особой экономической зоны «Алабуга» в Татарстане. Около 15 тыс. двигателей пойдут на автомобили UAZ-Patriot.По словам Рухани, в дальнейшем ЗМЗ будет поставлять на СП блоки цилиндров и головки к ним. Сейчас проводится локализация ряда алюминиевых и чугунных деталей, в дальнейшем планируется довести локализацию до 50 проц. Меморандум о намерениях создать на базе входящего в холдинг «Северсталь-авто» ОАО «Заволжский моторный завод» совместное предприятие по производству дизельных двигателей ОАО «Северсталь-авто» и Fiat Powertrain Technologies (Италия) подписали в 2007 году. Российская сторона намерена инвестировать в проект порядка 100 млн долларов. СП станет первым в российской автомобильной промышленности примером локализации двигателей для иномарок, собираемых в России.Кроме того, итальянский двигатель будет устанавливаться на внедорожник UAZ Patriot, что станет первым примером партнерства российского и зарубежного автопроизводителей по производству двигателя для массовых легковых автомобилей.Примечательно, что у покупателей Fiat Ducato появится выбор автомобилей с бензиновым или дизельным двигателем. По словам господина Рухани, испытания бензинового двигателя ЗМЗ-40524.10 для установки его на легковой коммерческий автомобиль Fiat Ducato, проводившиеся в Италии в компании Fiat Powertrain Technologies, завершились в марте и прошли успешно. Двигатель соответствует экологическому стандарту Евро‑3 и рассматривается как дополнительная опция к основному дизельному варианту. Он будет дешевле, кроме того, прогнозируется спрос в тех российских регионах, где эксплуатация дизельного варианта затруднена по климатическим условиям.Но это пока только планы. А вот внедрение на ЗМЗ показавших свою эффективность японских методов организации производства уже реальность. На сегодняшний день заволжские моторостроители ведут работу по совершенствованию всех производственных процессов на основе применения элементов Toyota Production System (TPS) совместно с японскими консультантами из фирмы CULMAN. Это позволило снизить незавершенные остатки производства на 42 проц., потери от внутреннего механического брака на 14,3 проц., повысить исполнительскую дисциплину и получить от работников более 23 тысяч кайзен-предложений в области качества, снизить издержки, повысить производительность и улучшить организацию труда. Выручка от продаж ОАО «Заволжский моторный завод» в прошлом году выросла на 13,3 проц. и составила 15727 млрд рублей. Причем объем продаж на вторичном рынке вырос на 16,5 проц. — до 3,083 млн рублей. Рост продаж обусловлен увеличением реализации автокомпонентов. Кроме того, как отметил Рухани, на увеличении объема сказались продажи под брендом «Двойной ресурс». Также был увеличен ассортимент за счет поставки комплектов и введения новых деталей серии KENO (США) и TONAKI (Япония).Продажа на экспорт выросла на 4,2 проц. — до 589,65 млн рублей. В частности, увеличились поставки в Казахстан, Украину, Азербайджан, Кубу и Сирию. Кроме того, ЗМЗ вышел на рынок Египта, куда поставляются двигатели для переукомплектования автомобилей «ГАЗ» и «УАЗ», используемых силовыми структурами.И все же основным покупателем продукции Заволжского моторостроительного завода остается Горьковский автозавод. На него приходится 73 проц. поставок ? 185 тыс. двигателей. Правда, в 2007 году увеличились объемы заказов «УАЗа» и «ПАЗа» на 26,2 и 6 проц. соответственно.Всего ЗМЗ в 2007 году увеличил производство на 1,5 проц. — до 251 741 тыс. двигателей. Константин Рухани отметил, что более 80 проц. (205 тыс. двигателей) составили двигатели 406-ого семейства: ЗМЗ-406 с объемом 2,3 л, ЗМЗ-405 с объемом 2,5 л, и ЗМЗ-409 с объемом 2,7 л. При этом исполнительный директор подчеркнул, что с 2008 года завод выпускает 405‑й и 409‑й двигатели экологического класса Евро‑3.Кроме того, более чем вдвое увеличился выпуск дизельных двигателей ЗМЗ-5143 — до 5,032 тыс. штук, которые поставляются на комплектацию внедорожников UAZ-Hunter.Также предприятие выпустило 29 тыс. четырехцилиндровых V‑образных двигателей для комплектации среднетоннажных грузовиков ГАЗа «Садко», автобусов «ПАЗ» и на вторичный рынок. Рухани сообщил, что объем производства в 2008 году планируется на уровне 2007 года. Он отметил, что заказчики заказывают меньшее количество двигателей, для того чтобы избежать экономических санкций в случае их недовыбора, однако уже в настоящее время производство ведется с опережением графика. Константин Рухани сообщил, что предприятие вложит 49 млн рублей в реконструкцию цеха отгрузки новой продукции. Сейчас завод испытывает трудности с отгрузкой при существующем производстве. Реконструкция предполагает в том числе и изменение логистических потоков продукции.Говоря о трудовых буднях предпиятия, нельзя не сказать о наступающем празднике. Через несколько дней, 17 апреля, ЗМЗ отметит полувековой юбилей. В этот день 50 лет назад вышло Постановление Совета Министров СССР под номером 442 о преобразовании филиала по выпуску автозапчастей и алюминиевого литья для Горьковского и Московского автозаводов в самостоятельное предприятие по производству двигателей для автомобилей марки «ГАЗ», «УАЗ» и частично Московского автозавода с присвоением ему наименования Заволжский моторный завод. Достижения коллектива моторостроителей в различных сферах деятельности нашли широкое признание. Заволжский моторный завод стал лауреатом конкурса «1000 лучших предприятий и организаций России XXI века» в номинации «За высокую деловую активность и эффективную деятельность», награжден международным призом «Золотой Меркурий» за активную маркетинговую политику, занимает второе место в рейтинге «Экологическая ответственность крупнейших предприятий России», включен в «белый список» Гринписа, список предприятий, которые пропагандируют открытость в области охраны окружающей среды. Завод признан победителем IX и XI Всероссийского конкурсов «Лучшие российские предприятия», имеет звание «Лидер бизнеса Поволжья», неоднократно награждался Почетным штандартом губернатора Нижегородской области за высокие результаты в финансово-хозяйственной и социальной деятельности.