Знают ли дети свои права?
— Эти подростки постоянно качают свои права, — часто возмущаются взрослые по поводу поведения своих подросших чад. Действительно, их манера разговаривать с нами, умудренными прожитыми годами и опытом, подчас просто выводит из себя.А что же на самом деле знают дети о своих правах? С этим вопросам я обратилась к одноклассникам своей старшей дочери, вступивших в прекрасную и противоречивую пору пятнадцатилетия.Признаться, простой на первый взгляд вопрос вызвал у моих собеседников затруднение. После паузы и повторения послышалось робкие ответы:- Право на жизнь… Право отстаивать свою точку зрения… Право на образование… — девочки с первой парты по обыкновению попытались спасти ситуацию.- На образование? — возмутился Артем Г. — Это обязанность, а не право!Раздался дружный смех.- Как же, ребята, вы же с пятого класса изучаете граждановедение, — попыталась я вернуть их к теме.- Мы не изучали, мы проходили,- сострил Саша З., по многим предметам успевающий на «отлично».Новый взрыв смеха. Но смутить меня было не так-то просто. К беседе я подготовилась: прихватила с собой текст Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году и ратифицированной в нашей стране в 1990‑м, статьи из Семейного, Трудового и Гражданского кодексов, Закон об образовании. Зачитала, кое-что прокомментировала. Развеселившиеся было ребятишки притихли, внимательно выслушали.- Узнали ли вы что-то новое для себя? — вступила в разговор классный руководитель Наталья Тимофеевна Штукерт и привычно предложила: — Расскажите!Маша Е.: О многом из прочитанного я слышала, не думала только, что это мои законные права. Например, свободно выражать свое мнение, получать и передавать информацию.Даша Г.: Я не знала, что мы вправе сами выбирать себе вероисповедание, пользоваться своей культурой, языком.Саша З.: Честно говоря, я тоже считал, что учеба — это наша обязанность, а не право.Володя М.: Меня заинтересовали права ребенка в семье, что родители обязаны нас содержать, воспитывать до 18 лет.Вова М.: Я не знал о Законе об образовании, о том, что мы можем участвовать в управлении школой, что с нами здесь обязаны считаться.Артем. Г.: Оказывается, я сам вправе распоряжаться своими заработками, в том числе и от интеллектуальной деятельности — не знал, но догадывался.Сережа Н.: Не знал, что подростки не должны работать больше 4 – 5 часов в день (Летом он помогал своему отцу — высококлассному каменщику на стройке. — Прим. Т. К.). Отец мне заплатил, конечно, и это мои деньги, но, сколько часов в день мы работали — промолчу.…Вечером я спросила дочку, разговаривали ли они потом на эту тему.- Ой, весь оставшийся урок с учительницей обсуждали и потом между собой, — как обычно эмоционально, затараторила она. — Мы и не предполагали, что у нас столько прав! Вот так, на уроках они это «проходили», устав школьный изучали, где-то слышали, что-то читали, а о правах своих даже не задумывались. Что же они «качают» перед нами, взрослыми? Они кричат нам о себе: о том, как непонятен этот взрослый мир и как страшно в него входить. Они грубят нам, потому что нередко некогда их выслушать и недосуг понять. Они совсем большие, но так же, как малыши, нуждаются в нашей любви и заботе. И это самое главное их право и самая важная наша обязанность.