Почему Россия стала страной дешевого интернета?
Из всех искусств для нас важнейшим является… Как показывают исследования, сегодня в России самый распространенный способ получения информации, общения, проведения досуга – это интернет.
На первый взгляд, это может показаться странным, но – лишь на первый. Скорее всего, эту статью вы сейчас читаете в интернете. И обсуждать ее тоже будете в одной из социальных сетей.
Который год по соцсетям гуляет ролик «ностальгические звуки прошлого». Одна из представленных там «композиций» – скрипящий и потрескивающий звук dial-up соединения – неведомого нашим детям, но хорошо знакомого тем, «кому за 40». Оптоволоконная связь для России сегодня – такая же норма жизни, как смена дня и ночи. Даже в голову не приходит, что ночь, например, может наступить не сразу. Или оборваться через 30 минут «соединения» — и вызывай ее потом по городскому телефону!
Между тем, на Западе диал-ап вполне еще существует. Конечно, и там он – в основном экзотика, но вот медные провода (ADSL, ADSL +, VDSL) – это абсолютная норма жизни. В Германии, к примеру, только 25% домохозяйств имеют техническую возможность подключиться к «оптике». «Имеют», кстати – не значит, подключены. В России 70% домохозяйств уже выходят в интернет по оптоволокну.
Причина, кстати, здесь достаточно простая: пик освоения интернета за рубежом пришелся на самое начало нулевых, когда «медь» считалась одним из самых передовых и эффективных способов «коннекта». В России Всемирная паутина расцвела на пару лет позже, когда оптоволоконная связь уже перестала быть безумно дорогой. Логично, что подключать дома начали по самой современной технологии – и так наша страна по причине «отсроченного старта» выиграла у остального цивилизованного мира в технологичности и дешевизне интернет-связи.
Сегодня, например, только у «Ростелекома», полмиллиона километров ВОЛС, почти 13 миллионов интернет-абонентов и около 10 милионов ТВ-пользователей. А сколько еще у «Эр-Телекома», мелких местных провайдеров…
В 2016 году телеком-портал Nag.ru опубликовал рейтинг мировых цен на широкополосный интернет для физических лиц. Портал сравнивал, во сколько жителям разных стран обойдется безлимитный интернет со средней скоростью подключения 10 мегабит в секунду.
Россия со своими 320 рублями в месяц заняла в этом рейтинге 99‑е место. Намного дороже российского интернет в США (22‑е место, $51), Японии (45‑е место, $39,3), Германии (65‑е место, $26,4).
Но, судя по всему, в ближайшее время «цена интернета» в России слегка подрастет. Во-первых, большинство тарифов у операторов связи в последние десять-пятнадцать лет если и менялись, то лишь в сторону уменьшения – а инфляция, напротив, шла в рост. И понятно, что 320 рублей десять лет назад – это не те 320 рублей, что мы платим сейчас. Сегодня на 320 рублей можно разве что в фастфуде пообедать – ну или целый месяц пользоваться доступом ко всем возможностям широкополосного интернета с его фильмами, играми, музыкой и общением в соцсетях.
Во-вторых, подключив 70% домохозяйств к оптоволокну, Россия подошла к порогу дешевого интернета. Фактически, современная сеть сейчас уже протянута во все многоквартирные дома, ею охвачены крупные города и райцентры… Но и тем, кто живет в небольших поселках и деревнях, тоже нужен хороший интернет (зачастую им он – даже нужнее, чем жителям мегаполисов).
А расходы на подключение десяти деревенских домов – намного выше, чем расходы на подключение десяти городских многоэтажек.
Но интернет-провайдеры идут на это. Пока – себе в убыток, но, понятное дело, долго такая ситуация не продлится. И когда-нибудь абонентские платы за интернет повысятся.
Насколько этот рост будет ощутимым?
Аналитики утверждают, что – не слишком. Во-первых, рынок интернета в основном разделен между крупными, стабильно работающими провайдерами, у каждого их которых – миллионы абонентов. Соответственно, любое увеличение расходов, если его «раскидать» на миллионы пользователей, до конечных потребителей дойдет едва заметным увеличением цены.
А во-вторых (и в этом аналитики единодушны), рос тарифов в любом случае не обгонит суммарную инфляцию за последние 10 лет. А она, как утверждается, держится на уровне четырех процентов в год.