Архитектурная потеря: с карты Нижнего Новгорода стёрли объект культурного наследия
Газета "Новое дело" № 29 от 29.07.2021
Подписка на газетуЦентр Нижнего Новгорода лишился ещё одного памятника архитектуры. Особняк с почти 200-летней историей на улице Ковалихинской за несколько часов стёрли с городской карты, сравняв древние стены с землёй. А ведь случилось это спустя всего пару дней после того, как градозащитникам удалось признать здание объектом культурного наследия. Но даже статус не смог уберечь дом от уничтожения его частным собственником.
На траве дрова
История дома № 20 по улице Ковалихинской берёт своё начало ещё в 1839 году. До недавних пор это был один из старейших деревянных домов Нижнего Новгорода. Усадьбу для мещанки Пелагеи Рычковой строил известный архитектор Георг Кизеветтер, а проект фасада утверждали в Петергофе.
Сейчас от некогда богатого особняка остались лишь руины. В прошедшие выходные к дому была стянута техника, и всего за несколько часов его снесли.
– Странно, что именно в выходные снос начали, – удивляются местные жители. – Там уже год какие-то работы вялотекущие идут: то погрузчик приедет, то склад материалов устроят. С утра в субботу дом ещё был, а вечером в воскресенье уже одни обломки остались.
А вот градозащитники уверены, что стремительный снос дома не случаен. Накануне, 23 июля, здание было включено в перечень выявленных объектов культурного наследия. И пока официальное уведомление ещё шло до частного собственника, он самовольно инициировал снос.
– Существует даже выявленная закономерность, что снос подобных зданий производится как раз накануне или во время признания их культурной ценности, – объяснила советник руководителя Агентства по сохранению и развитию объектов исторической среды Нижегородской области Анна Давыдова. – Формулировка ОКН накладывает на собственника дома дополнительное бремя в виде затрат, связанных с содержанием и восстановлением объекта. Кроме того, ОКН и нельзя сносить.
Но, как выяснилось, усадьба Пелагеи Рычковой и так находилась в городе на особом охранном положении.
В сносных условиях
В управлении Государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области подтвердили, что ещё 11 марта поступило заявление о включении особняка в реестр ОКН. Положительное решение пришло за сутки до начатого сноса здания.
А ведь усадьба, как и соседние исторические дома, расположена в зоне, где запрещены любые строительные действия.
– Кроме того, дом № 20 по ул. Ковалихинской располагался в границе единой охранной зоны объектов культурного наследия федерального значения: «Дом, в котором в 1902 – 1904 гг. находилась последняя квартира Горького Алексея Максимовича в Нижнем Новгороде» (ул. Семашко, 19), «Усадьба Кашириных, где в 1868 г. родился и до 1871 г. жил Горький Алексей Максимович» (ул. Ковалихинская, 33), и объектов культурного наследия регионального значения: «Дом А.П. Чегодаева» (ул. Семашко, 15а), «Приют для подкидышей» (ул. Семашко, 22а), – рассказали в управлении.
Более того, снос частный собственник начал без согласования с управлением, чем нарушил федеральный закон. Не предупредил он о своих намерениях и районные власти.
– В адрес администрации Нижегородского района обращение о согласовании сноса дома № 20 по улице Ковалихинской не поступало, – пояснили в администрации Нижегородского района.
А между тем, это уже не первая архитектурная потеря в Нижнем Новгороде за этот год.
Камни преткновения
В конце мая всего за один вечер был разрушен двухэтажный дом-причта на улице Варварской, 36 рядом с часовней. Хоть здание и не являлось ОКН, оно, по мнению общественников, представляло ценный пример сохранившегося архитектурного комплекса монастырского подворья. Снос собственник также не стал согласовывать.
Точно так же самовольно частные лица в июне начали сносить историческую ограду у дома инженера Николая Кабачинского по адресу Верхневолжская набережная, 12. К счастью, там незаконные действия собственников удалось остановить, и само здание не пострадало.
Нижегородцы без труда могут вспомнить и многочисленные скандалы вокруг реставрации уникального «Шахматного дома» на улице Пискунова, о которых ранее писала наша газета. Реставрация, инициированная собственником – владельцем «Мытного рынка» Ваганом Багдасаряном, привела к полному уничтожению уникального здания. От «Шахматного дома», по сути, остались лишь фундамент и сами авгуры, да и те мало похожи на оригиналы.
Усадьбе Пелагеи Рычковой повезло меньше – здание снесено «под самый корешок». Защитить её могла бы инициатива, принятая на федеральном уровне.
– Это брешь в законодательстве, – сокрушается Анна Давыдова. – В Госдуму уже выходили с такой инициативой, чтобы на период рассмотрения обращения о включении в реестр ОКН – 90 дней – был введён мораторий на снос. Но по-прежнему это законом не предусматривается.
Сейчас собственнику усадьбы на Ковалихинской, чьи данные не раскрываются, грозит суд и штраф за самоуправство – до 200 тысяч рублей для физлиц и до 5 миллионов – для компаний. Но исторический особняк эти меры уже не вернут.