Большой экран vs стриминг: где и как россияне смотрят фильмы и сериалы
Газета "Нижегородская правда" №58 от 04.10.23
Подписка на газетуПрошлый год кардинально изменил кинопотребление в России. Зарубежные кинокомпании и онлайн-кинотеатры ушли с отечественного рынка. На смену голливудским блокбастерам пришли отечественные, американским сериалам – турецкие. Где и что смотрят россияне в изменившейся реальности?
На большом экране
По данным Фонда кино, кассовые сборы российских кинотеатров по итогам 2022 года составили 23,7 млрд рублей. Доля отечественного кино при этом составила по сборам 13,3 млрд рублей – 52,1%. По сравнению с 2021 годом выручка кинотеатров уменьшилась на 41,9%, а посещаемость снизилась на 42,9%. При этом показатели российского кино превысили уровень 2021 года на 18,5% по сборам, а вот зарубежное, напротив, обвалилось на 62,6%.
Оно и понятно. Сказался отказ зарубежных киностудий от сотрудничества с отечественным рынком. К примеру, не вышли в прокат такие ожидаемые премьеры, как второй «Доктор Стрэндж» и «Топ Ган: Мэверик».
Однако без зарубежных новинок, как известно, российский зритель оставался недолго. Отечественные кинотеатры нашли способы показать громкие голливудские премьеры. Один из них носит название «предсеансовое обслуживание», когда зрителю официально продают билет на короткий метр или документальный фильм, у которого есть прокатное удостоверение, а перед ним «бесплатно» демонстрируют зарубежную новинку. К примеру, отправляясь в кинотеатр на нашумевшую «Барби», официально мы покупаем билет на фильм «Прасковья», который длится 5 минут и показывается уже после окончания голливудского кино.
Одновременно с этим россияне стали активнее выбирать отечественное кино. К примеру, сборы в российском кинопрокате по итогам первого полугодия показали лучший результат с начала пандемии. Больше четверти кассы обеспечил российский «Чебурашка», на который в кинотеатры шли толпами.
«Я никогда не был большим поклонником российского кино, но мне кажется, сейчас у нас действительно научились снимать хорошо, – призналась посетительница кинотеатра «Сормовский» Виктория Кузнецова. – К примеру, я в восторге от нашего «Вызова» и совершенно не поняла шумихи вокруг «Барби». В интернете я тоже всё чаще выбираю российские кино и сериалы».
Вышли в онлайн
Ещё один способ, который выбирают россияне для просмотра кино, – стриминговые сервисы и онлайн-кинотеатры.
«Многие исследования показывают, как быстро растут стриминговые сервисы. Рост происходит за счёт телефонов и смарт-ТВ, – рассказала коммерческий директор Digital Alliance Виктория Радецкая, выступая на XXIII Рекламном форуме, который состоялся в Нижнем Новгороде в конце сентября. – Санкции очень сильно изменили контент, который смотрели пользователи в онлайн-кинотеатрах. Западные киностудии ушли из России, перестали приходить в Россию со своими новыми проектами и релизами и даже откатили все лицензии, которые были у онлайн-кинотеатров на текущие библиотеки. Но вы знаете, удивительно, что люди не стали смотреть меньше, они стали смотреть другое. Зарубежные сериалы заменились отечественными. Стриминговые сервисы, компенсируя потерю по контенту, стали закупать его в Индии, Израиле, Корее, Турции. Между прочим, турецкие сериалы стали занимать топ-позицию у аудитории онлайн-кинотеатров».
Если раньше, отметила эксперт, основным производителем видеоконтента был именно телевизор, то в последние годы онлайн-кинотеатры стали снимать очень много российского профессионального контента – фильмы, сериалы.
«Например, в прошлом году 89 фильмов и сериалов было снято и произведено именно онлайн-кинотеатрами, – сказала Виктория Радецкая. – В этом году с января по сентябрь уже 108 новых релизов. Для справки: количество контента, которое выпускает телевизор, – это порядка 150 фильмов и 150 сериалов. То есть разница сокращается, и она не такая существенная».
Что смотрели в онлайн-кинотеатрах в 2022/2021 году (по данным Digital Alliance):
39% – зарубежные сериалы (42%),
30% – зарубежные фильмы (38%),
24% – отечественные сериалы (18%),
14% – отечественные фильмы (13%),
9% – новости (8%),
7% – развлекательные передачи (12%).
Подсаженные на пиратов
Вместе с тем в России продолжает процветать пиратство. Далеко не все готовы платить за просмотр фильмов в кинотеатрах или на стриминговых сервисах. Многие по-прежнему предпочитают скачивать видеоконтент на пиратских сайтах.
Как показал недавний опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения, 39% россиян считают, что после выхода в свет интеллектуальные произведения становятся достоянием общественности, и авторы не вправе запрещать пользователям обмениваться ими на безвозмездной основе. Против пиратства выступил 41% опрошенных. Каждый пятый не смог определиться с позицией.
Любопытно, что пять лет назад нелегальное распространение контента поддерживал каждый второй.
«За последние пять лет объекты интеллектуальной собственности (фильмы, музыка, книги и др.) стали чаще восприниматься россиянами как товар аналогичный материальному благу: доля согласных с тем, что авторы должны получать отчисления за каждую скачанную копию их произведения, выросла за это время почти вдвое, с 19% до 34%, – отмечается в исследовании ВЦИОМ. – Одновременно с этим снизилась доля тех, кто считает текущий уровень доходов в стране недостаточным, чтобы требовать у россиян плату за просмотр и скачивание различного рода контента».
Большинство россиян считают, что побороть пиратство эффективнее всего помогут доступные цены для просмотра или скачивания лицензионных копий.
Впрочем, всё больше зрителей уже распробовали удобство онлайн-кинотеатров. Но интереснее всего то, что всё чаще зритель выбирает отечественные кино и сериалы. Так что это тот случай, когда кризис сыграл на руку российской киноиндустрии.