Чем удивляет зрителя премьерный спектакль Нижегородского ТЮЗа «Доходное место»
Газета "Нижегородская правда" №9 от 16.02.2022
Подписка на газетуАлександр Островский – из тех авторов, которые, как бы ни менялась жизнь вокруг, буду актуальны в любые времена. Великолепное доказательство тому – премьерный спектакль «Доходное место» в ТЮЗе, где герои русского драматурга оказались в современной действительности.
16+
Рождение истины
Эскиз, представленный на творческой лаборатории «Кулибинка» почти год назад, превратился в спектакль, который уже назвали одним из лучших в театральном сезоне. Режиссёр Владимир Данай, практически полностью сохранив текст и сюжет, перенёс его в сегодняшние дни. И история, рассказанная классиком, но разыгранная в реалиях современного полицейского участка, поражает своей правдивостью, остротой и великолепным прочтением образов.
Спектакль удивляет сразу. На сцене – огромная двухэтажная конструкция, каждая из ячеек которой представляет комнату. Это и участок, и квартиры главных героев, и коридор ресторанчика. Художник Ольга Кузнецова придумала всё так, что одновременно можно наблюдать сразу за несколькими героями. И это всеведение зрителя позволяет ему погрузиться в атмосферу действия и в то же время быть незримым участником происходящего.
Диван, торшер – и вот перед нами богатый дом высокого начальника. А пара стульев создаёт атмосферу обшарпанного коридора в полицейском участке, за дверью которого всесильный начальник вершит судьбы не только бандитов и воришек, но и сотрудников, решая, какие качества ему более выгодны – угодливая тупость или бунтарский ум.
Достоинства или пороки
Показав старую как мир историю о том, как одинокая мать стремится выдать замуж дочерей за молодых офицеров, которые по-разному относятся к «пути наверх», режиссёр балансировал на краю общественных установок. За полтора века с момента написания пьесы некоторые пороки в сознании современных людей приобрели черты достоинств. Но Владимир Данай создал спектакль так, что чёрное в итоге осталось чёрным, а белое – белым. И показал, что и сейчас молодые люди руководствуются разными мотивами, общаясь с жёнами и с начальством. И им, как и столетия назад, приходится делать выбор между идеалами и обеспеченной жизнью, собственными принципами и теми, по которым живут окружающие.
Актёры отыгрывают ситуации на все сто, создавая тончайшее кружево смыслов и образов, каждая нить которого натянута с филигранной точностью.
Поколения
Великолепно старшее поколение – Владимир Вышеславский (Юсов), Владимир Берегов (Вышневский) и Марина Чернова (Кукушкина). Они показывают малейшие нюансы характеров своих героев и в то же время помогают полностью раскрыться молодым артистам, которые в итоге ничуть не уступают им в мастерстве. Александр Котов очень хорош в роли борца за правду и справедливость Жадова, а Никита Чеботарёв блестяще сыграл подхалима Белогубова. Веришь каждому их слову и каждой эмоции.
Очень интересно наблюдать за эволюцией правды и лжи в отношениях сестёр – Юлиньки (Екатерина Дубинина, Анастасия Желнина) и Полины (Анна Бледникова, Дарья Пилявская). И просто потрясает отчаяние «жены начальника», предавшей себя и свою любовь в обмен на положение в обществе и комфорт (в этой роли в двух составах также две актрисы – Ирина Никитина и Дарья Андреева).
Наверняка, глядя на героев Островского, многие зрители испытали ощущение, что что-то такое было и в их собственной жизни: когда мечты разбивались о реальность и приходилось делать нелёгкий, а порой и ошибочный выбор. Это открытие себя ошеломляет. И это – лучшая награда спектаклю и всем, кто над ним работал.