Честь мундира: почему Людмила Гурченко и Олег Ефремов не сыграли в фильме «Офицеры»
Газета "Новое дело" №7 от 25.02.2021
Подписка на газетуРедкий праздник 23 февраля обходится без показа «Офицеров». В нынешнем году кинопоэме о людях в погонах исполняется ровно полвека.
Мало кто знает, что изначально её героям была уготована немного иная судьба, да и сыграть их могли совсем другие актёры.
Как же создавался легендарный фильм?
От героев былых времён
Фильм «Офицеры» был снят по заказу министра обороны СССР Андрея Антоновича Гречко.
– Министерство обороны дало заказ писателю Борису Васильеву на сценарий фильма о жене офицера, — – рассказывал нам сам Василий Лановой, – Условие было одно – в картине обязательно должна была быть фраза маршала Гречко: «Есть такая профессия – защищать свою Родину». Правда, потом фильм получился не совсем о жене офицера, а, скорее, о самих офицерах. Но фраза всё же осталась.
По первоначальному сценарию, который был двухсерийным, оба героя в 30‑х годах попадали под каток репрессий и на долгие годы оказывались в лагерях. И только перед войной, когда нехватка опытных офицеров в армии стала ощутимой, о них вспоминали и из лагерей отправляли на фронт. Всё это время они ничего не знали о судьбе друг друга.
Поэтому-то спустя много лет, увидев друга в Генштабе в Москве, герой Ланового так удивляется: «Ты жив?!». Пройти сталинские лагеря и выжить удавалось не всем.
Однако тему репрессий из картины велели убрать. И в итоге большинству зрителей недоумение Ивана Вараввы непонятно – если герои такие близкие друзья, то почему же они столько лет не общались?
В итоге фильм стал односерийным.
Целый свет знает их в лицо
На роль Алексея Трофимова пробовались 42 актёра – Евгений Жариков, Станислав Любшин, Юрий Соломин, Михаил Ножкин и многие другие. Однако автор сценария Борис Васильев настоял на кандидатуре Георгия Юматова, с которым они дружили семьями. К тому же актёр и сам был фронтовиком.
Правда, Юматов к тому времени уже пользовался скверной репутацией – актёр мог уйти в запой и сорвать съёмки. Но Борис Васильев поручился за друга, и в итоге режиссёру о своём выборе жалеть не пришлось.
Актёра на роль Ивана Вараввы искали долго. Пробовались Александр Белявский, Александр Лазарев, Валентин Гафт, Олег Янковский, Георгий Мартынюк.
В итоге режиссёр Владимир Роговой остановился на Олеге Ефремове. Но он не смог освободиться к началу съёмок. Тогда режиссёр пригласил Василия Ланового. Но тому роль пришлась не по душе.
– Я долго не мог понять, что надо играть, – рассказывал нам сам актёр. – И режиссёр тоже не мог мне объяснить. Он просто не задумывался над этим. Когда я ему задал такой вопрос, он начал мычать. И я отказался. А когда определили чётко, что это романтизм русского офицерства, тогда всё сразу встало на своё место. Вообще, «Офицеры» – это не самый высокий литературный материал, но как-то всё в фильме сложилось.
С Георгием Юматовым Лановой до этого не был знаком, хотя и занял его место в фильме «Павел Корчагин».
Юматов, утверждённый на главную роль, в очередной раз сорвался в пике, и режиссёр принялся срочно искать ему замену. В одном из съёмочных павильонов он увидел юного Ланового.
– Когда мы встретились с Юматовым на «Офицерах» обиды у него на меня не было, – рассказывал нам Василий Лановой. – И мы с ним подружились до конца жизни. У него был очень русский характер – независимый, несдержанный. Он был достаточно сложным человеком в общежитии. Но очень русским. Сложность его характера я понял и не принимал во внимание.
На роль Любы Трофимовой пробовались Людмила Гурченко, Светлана Немоляева, Лариса Голубкина, Анастасия Вертинская, Людмила Чурсина, Ирина Мирошниченко. В итоге режиссёр выбрал Ларису Лужину. Но тут выяснилось, что она ждёт ребёнка. Тогда на роль утвердили Елену Добронравову.
Но в процессе работы у неё с Владимиром Роговым обнаружилось несовпадение в видении образа. Елена Добронравова играла, что её героиня немного влюблена в Варавву, режиссёр же считал, что это неприемлемо.
Пришлось снова искать актрису на роль. И тогда режиссёр решил вернуться к кандидатуре Алины Покровской, которая также проходила пробы, но не была утверждена худсоветом.
Говорят, что Юматов, который славился своей любвеобильностью, был всерьёз увлечён Алиной Покровской. Но жена самого Юматова – Муза Крепкогорская тоже частенько находилась на съёмках. Она сыграла маму Маши – любимой девушки Егора Трофимова. По одной версии, актрису специально пригласили, чтобы она присматривала за пьющим мужем. По другой – Юматов сам попросил режиссёра задействовать жену, которая очень болезненно переживала отсутствие ролей.
Говорят, Гречко узнал в Любе Трофимовой свою жену: «Половина моих орденов – её».
Для роли маленького Вани Трофимова в сцене военного поезда нужен был годовалый ребёнок. Но найти мам, согласных отдать своё чадо, не нашлось. Тогда решили взять малыша из Дома малютки – 11-месячного Володю Селиванова. Крошечный эпизод оказался для него судьбоносным. Бросившая сына мама увидела его на экране и забрала мальчика домой. А чтобы Володя не узнал, что полтора года был брошенным, она переехала в другой город и сменила фамилию.
Трудный путь им пришлось пройти
Снимали картину вразнобой. Поэтому первый съёмочный день картины пришёлся на чуть ли не последний кадр фильма – генерал Трофимов с женой и внуком возвращаются в дивизию, отказавшись от заманчивого предложения остаться в Москве. Для этой сцены Алине Покровской пришлось делать специальный возрастной грим.
А вот Георгия Юматова, наоборот, больше всего приходилось гримировать, когда он играл молодого героя. Чтобы превратить 45-летнего актёра в 19-летнего юнца, ему специально стягивали волосы так, чтобы кожа на лице разглаживалась, а всё лицо покрывали яичным белком.
Многие трюки на съёмках актёры выполняли сами. И это несмотря на то, что недавно на машине во время съёмок разбился Евгений Урбанский. После чего вышел указ, запрещавший актёрам участвовать в трюковых сценах. Всё полагалось выполнять каскадёрам.
«Но кто же откажется от скачки на лошадях?» – вспоминала Алина Покровская.
В результате она целый месяц тренировалась ездить на лошади. Но съёмки сцены убегающих от басмачей героев чуть не закончилась трагически.
Лошадь Алины Покровской понесла, Василий Лановой бросился её останавливать. Вместе они чуть не рухнули в ущелье. Спас обоих подоспевший Юматов, который умудрился перехватить два повода и выровнять лошадей.
Песню к фильму на киностудии сначала хотели заказать кому-нибудь из молодых авторов. Но режиссёр картины настоял, чтобы её написал человек, который сам знает, что такое война. Автором песни «Вечный огонь» стал поэт-фронтовик Евгений Агранович. От его пронзительных строчек «От героев былых времён не осталось порой имён…» до сих пор мурашки бегут.
От профессионального исполнения песни в кадре тоже решено было отказаться. Второй режиссёр картины – Владимир Златоустовский сказал, что эта песня не для голоса, на ней надо душу рвать. В итоге он сам её и исполнил.
Съёмки проходили по всему Советскому Союзу. «Китайскую переправу» снимали в Рузе. В качестве массовки были приглашены настоящие китайцы из торгпредства. Испанские эпизоды снимали в Москве.
По сюжету Иван Варавва и Люба встречались у здания Министерства обороны. Но армейское начальство тогда разрешения на съёмки не дало. Пришлось снимать у корпуса химического факультета МГУ.
Зато спустя годы, в 2013‑м, рядом с тем самым Министерством обороны был установлен памятник героям картины, ставшим настоящим символом военной верности и чести.