Что стоит за перестановками в руководстве знаменитых московских театров?
Газета "Новое дело" №26 от 07.07.2022
Подписка на газетуВ Московских театрах очередные громкие перестановки. Свои кресла покинули сразу три руководителя столичных храмов Мельпомены. Среди них и худрук «Современника» Виктор Рыжаков, чьё назначение с самого начала сопровождалось чередой скандалов. Что стоит за этими перестановками и как они повлияют на жизнь знаменитых театров?
Гоголь без моголя
Первым пришло известие о том, что с художественным руководителем «Гоголь-центра» Алексеем Аграновичем не продлили контракт. Агранович сменил на этом посту Кирилла Серебренникова. Последний вынужден был покинуть кресло худрука из-за обвинений в хищении 129 млн рублей. Ему присудили три года условно и компенсацию нанесённого ущерба.
К марту этого года компенсация была выплачена, а самого Серебренникова как отбывшего половину срока от наказания освободили. Правда, за месяц до этого на должность худрука «Гоголь-центра» назначили актёра и режиссёра Алексея Аграновича.
Надо отметить, что в своё время приход Серебренникова в бывший театр имени Гоголя вызвал немалый переполох. Театр полностью обновил репертуар и художественную концепцию, превратившись в культурный центр. Многие зрители приняли эти изменения на ура – Кирилл Серебренников считался одним из самых модных и продвинутых режиссёров Москвы. Правда, с такой восторженной оценкой были согласны не все.
Так или иначе, но «Гоголь-центр» на долгое время в определённых кругах превратился в символ театральной свободы и экспериментаторства. И хотя по части экспериментов Агранович, конечно же, уступал Серебренникову, однако общий фрондёрский дух в театре всё равно витал. Возможно, это и стало одной из причин, по которой с Алексеем Аграновичем не продлили контракт.
Последний спектакль сезона «Я не участвую в войне» по мотивам стихов советского поэта Юрия Левитанского стал своеобразным прощанием.
«Сегодня мы закрываем девятый сезон. Сегодня мы закрываем и сам проект под названием «Гоголь-центр», – объявил со сцены Алексей Агранович.
К зрителям, среди которых было немало звёзд – Фёдор Бондарчук с Паулиной Андреевой, Ксения Собчак, Леонид Барац, Данила Козловский, Александр Робак, Евгений Стычкин, Екатерина Варнава, Ксения Раппопорт и другие, – по видеосвязи из-за границы обратился и Кирилл Серебренников.
«Гоголь-центр» возглавил Антон Яковлев – сын прославленного актёра Юрия Яковлева. В театральных кругах он слывёт приверженцем традиционной режиссуры.
«Он поставил примерно 16 спектаклей, в основном по русской классике в Малом театре, МХТе, РАМТе, – рассказала театровед Инна Тимошевская. – Его эстетика идёт вразрез с эстетикой «Гоголь-центра», который за эти годы уже успел обзавестись собственной публикой. Теперь Антону Яковлеву предстоит снова всё ломать и строить другой театр».
Большая часть труппы, как стало известно, собирается покинуть театр.
Школьный вальс
Неожиданностью для многих стала и внезапная смена власти в «Школе современной пьесы». Театр был создан в 1989 году Иосифом Райхельгаузом, который все эти годы являлся его бессменным худруком. Теперь публика гадает, что же могло стать причиной увольнения 75-летнего режиссёра.
Год назад одна из студенток обвинила его в домогательствах. Её поддержали ещё несколько молодых актрис, заявивших, что Райхельгауз действительно пользовался своим служебным положением. Правда, дальше голословных обвинений дело не пошло.
По поводу любвеобильности Райхельгауза в театральных кругах ходили анекдоты – «репетиция прошла хорошо, но Иосиф жаловался, что у меня ноги холодные». Но вряд ли это обстоятельство могло стать поводом для отставки.
По одной из версий, бывший одессит Райхельгауз не поддержал спецоперацию. И даже в феврале уволил из театра Марата Башарова, который высказался в её поддержку и выразил благодарность Владимиру Путину.
Правда, по словам Иосифа Райхельгауза, на самом деле Марат Башаров чуть не сорвал гастроли на Кипре, не приехав в назначенный день. Дозвониться до него оказалось невозможным – актёр просто не отвечал на звонки. Пришлось срочно вводить в спектакль Вадима Колганова. В театре тогда пожаловались, что Башаров почти каждый месяц уходит в запои, и заявили, что больше терпеть это не будут.
По мнению ректора ГИТИСа Григория Заславского, худрук «Школы» всегда был готов к диалогу с властью, поэтому не совсем понятно, чем он вдруг смог ей не угодить.
Но есть ещё версия, что Райхельгауз пострадал за связи с Чубайсом, который был попечителем театра.
Новым худруком театра Райхельгауза стал Дмитрий Астрахан. В своё время он возглавлял питерский Театр комедии им. Акимова, ставил антрепризы в «Ленкоме». Однако широкой публике он больше известен своими фильмами «Всё будет хорошо», «Ты у меня одна», «Зал ожидания» и т. д.
Современный подход
Пожалуй, благосклоннее всех театральная общественность восприняла отставку Виктора Рыжакова. В своё время его назначение на пост худрука легендарного «Современника» для многих стало откровенным шоком.
Во-первых, это произошло крайне стремительно – на следующий день после похорон. Судачили, что Евгений Миронов лично договаривался об этом с директором департамента Москвы Кибовским. Во-вторых, Рыжаков раньше в «Современнике» никогда не ставил и к его истории отношения не имел.
Некоторые это назначение и вовсе восприняли болезненно. Так, например, Сергей Гармаш даже со скандалом покинул труппу, заявив о неприятии новой политики театра. По другой версии, Гармаш рассчитывал сам стать худруком «Современника» и не смог смириться, что пост достался не ему.
«Он действительно во всём помогал Галине Борисовне Волчек, много чего тащил на себе в театре, – рассказывала нам театральный критик и бывший завлит МХАТа им. Горького Анжелика Заозёрская. – Вполне логично, что он рассчитывал стать худруком. Заслуженный актёр, известный человек. Не хуже тех же Безрукова или Машкова, также возглавивших театры».
За время правления Рыжакова театр так и не смог похвастаться ни одной громкой премьерой, способной претендовать на звание события в театральном мире.
«Одно дело быть талантливым – а он, безусловно, талантливый – педагогом, ставить интересные спектакли и даже руководить Центром Мейерхольда, который он возглавлял ранее. А другое – быть мощной творческой личностью, способной повести за собой такую махину, как «Современник», – считает Инна Тимошевская.
С ней в театральных кругах согласны многие.
«Я бы, честно говоря, Рыжакова ещё раньше бы освободил, так как, что называется, не по масштабу его умения. Они абсолютно не подходили», – уверен Григорий Заславский.
Нового худрука на замену Виктору Рыжакову даже ещё не подобрали. Пока театром вместе с новым директором Юрием Кравцом будет руководить художественный совет. Такой порядок существовал на заре становления «Современника», когда им коллективно руководили его основатели – Олег Ефремов, Олег Табаков, Галина Волчек и другие.
Кстати, именно такую форму управления театром в своё время предлагал и Сергей Гармаш.
Сейчас многих интересует, вернётся ли он в театр и будет ли претендовать на кресло худрука. По словам Ахеджаковой, такой вариант многих в театре откровенно пугает.
«Сейчас мы все перезваниваемся – люди того, старого «Современника». Мы все в панике. Этого все боятся», – поделилась она с журналистами.
При этом, по словам знаменитой актрисы, когда-то Гармаш был очень порядочный и неглупый человек.
В самом департаменте культуры Москвы никаких объяснений насчёт внезапных перестановок не дают, заявляя, что они связаны с истечением сроков контрактов «должностных лиц».
Выиграет или проиграет от всех этих решений зритель, покажет время.
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, что на фестивале «Шаляпин на балконе» в Заповедных кварталах можно будет послушать оперу.