Для ДУКов готовят единые стандарты: как это отразится на тарифах и качестве содержания жилья
Газета "Нижегородская правда" №3 от 18.01.23
Подписка на газетуВ России планируют внедрить единые стандарты оказания жилищных услуг и обозначить их стоимость. Речь идёт об уборке подъездов и дворовых территорий, текущем ремонте мест общего пользования, содержании лифтов. Предполагается, что новая система позволит избежать завышенных тарифов и позволит усилить контроль за содержанием жилья.
Нет услуги – нет проблемы
Конечно, правила содержания жилья существуют, и они даже прописаны. Например, есть нормативы уборки подъездов. Так, влажное подметание лестничных площадок и маршей нижних трёх этажей должно проводиться ежедневно, выше третьего этажа – три раза в неделю. Но где вы видели подъезды, которые метут каждый день?
Нередко в доме, особенно если речь идёт о какой-нибудь двухэхтажке, вообще нет уборщицы. Объясняется это просто: денег с дома собирают мало, потому что он небольшой, за копейки идти мыть подъезд никто не хочет.
«У нас висит график уборки, как 30 лет назад, моем по очереди сами, – рассказывает Ольга, жительница двухэтажного дома по улице Судостроительной в Нижнем Новгороде».
Чтобы не было претензий, некоторые ДУКи просто исключают статью уборки подъездов из перечня услуг в договоре управления многоквартирным домом, делая скидки при оплате по статье «Содержание и текущий ремонт». Однако сумма скидки настолько мала, что жители этого даже не замечают. Зато замечают грязные полы и подоконники.
Коммунальный помощник
Не можете добиться ремонта в доме, внезапно отключают воду или свет, с контейнерной площадки не вывозят мусор — расскажем, как заставить коммунальщиков работать.
И вот статистика. В прошлом году только от жителей Нагорного отдела Нижнего Новгорода в жилищную инспекцию поступило больше 100 жалоб на плохую уборку подъездов. По словам начальника Нижегородского нагорного отдела жилищной инспекции Анны Леонидовой, административная ответственность за данное нарушение предусмотрена. Для домоуправляющих компаний – около 250 тысяч рублей, для товарищества собственников жилья – около 40 тысяч рублей. Тем не менее грязные подъезды не ушли в прошлое.
Рыночные отношения
Жалуются собственники и на отсутствие ремонта в подъездах. На днях в редакцию позвонили жители дома № 11 по улице Панфиловцев в Московском районе Нижнего Новгорода. Им обещали сделать ремонт ещё в прошлом году, но увы – пока обещание не выполнено. Хотя по правилам текущий ремонт в подъезде должен выполняться раз в пять лет.
И вот снова статистика: за прошлый год в регионе было отремонтировано больше 300 подъездов по предписаниям Госжилинспекции. Другими словами, собственникам пришлось обратиться в надзорный орган, чтобы добиться ремонта.
Получается, с одной стороны есть правила содержания жилья, существуют лицензионные требования, но всё же оказание жилищных услуг лежит в плоскости отношений собственник – ДУК (ТСЖ). Даже плата за содержание и текущий ремонт утверждается на общем собрании. И есть немало примеров, когда жители якобы голосовали за повышение тарифов, а на деле это было не так.
Так, в марте 2020 года в Нижнем Новгороде было заведено уголовное дело за подделку протокола общего собрания собственников многоквартирного дома по улице Верхнепечёрской. В ходе прокурорской проверки выяснилось: на основании поддельного документа тариф за содержание жилого помещения увеличился на 3 рубля 18 копеек с квадратного метра.
Что будет
Эксперты утверждают, что сегодня трудно определить, чем деятельность одной компании отличается от другой, в чём разница в стоимости услуг. К тому же в стандартах, изложенных в том или ином нормативном акте, имеется много противоречий, что позволяет недобросовестным компаниям некачественно оказывать услуги.
Эксперт «Народного фронта» Павел Склянчук считает: спустя 10 лет после введения лицензирования этого бизнеса кардинального улучшения работы управляющих компаний так и не произошло. Директор Национального жилищного конгресса Татьяна Вепрецкая уверена: нужен единый стандарт, который позволит исключить противоречия и ввести нормы для неурегулированных сегодня ситуаций.
Разработкой единых стандартов сейчас занимаются Минстрой, ФАС и Минэкономразвития. Что это будут за стандарты и как государство начнёт контролировать тарифы, пока сказать сложно. Но эксперты предполагают, что появятся разные сегменты оказания услуг. То есть перечень работ может быть минимальным и расширенным, соответственно, тариф может быть бюджетым и дорогостоящим. Кроме того, предлагается выделить «текущий ремонт» в отдельную статью, чтобы данные средства шли по назначению, а не на другие статьи расходов. Также при назначении платы за услуги управляющей компании будет учитываться техническое состояние дома, то есть появится индивидуальный подход.
А в целом новая сетка оплаты, по мнению законодателей, позволит сделать оплату за жилищные услуги более понятной и прозрачной.