Достичь «Истока»: учителям естественно-научных направлений вручили премию
Газета "Нижегородская правда" №77 от 13.10.2021
Подписка на газетуДвенадцать лучших учителей химии, физики, биологии Приволжского федерального округа получили премию «Исток» имени академика И. В. Петрянова-Соколова на всероссийском форуме «Учитель и наука: практики, компетенции, достижения», который проходил в конце минувшей недели в Нижнем Новгороде. Условия получения этой награды сходны с условиями Нобелевской премии – никакого самовыдвижения и строгая конфиденциальность. Размер премии – 250 тысяч рублей.
Главный критерий – отзывы учеников
Первую премию «Исток» неслучайно было решено вручать в Нижегородской области – именно отсюда родом известный советский и российский физикохимик, Герой Социалистического Труда, академик Игорь Владимирович Петрянов‑Соколов, известный всему миру как создатель фильтров для респираторов.
По словам руководителя жюри, главного редактора журнала «Химия и жизнь» Любови Стрельниковой, кандидатов на премию «Исток» выдвигали институты развития образования из восьми регионов Приволжского федерального округа: Республик Мордовия и Чувашия, Кировской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Саратовской и Ульяновской областей.
– Выбрать номинантов премии из всех кандидатур было сложно: хороших учителей очень много, – признаётся Любовь Стрельникова. – Мы отбирали их по совершенно особым критериям, главный из которых – отзывы учеников и их родителей.
С победой, земляки!
Двое награждённых учителей – из Нижегородской области. Преподаватель химии школы посёлка Центральный Богородского муниципального округа Валентин Григорьевич Лебедев почти 40 лет работает в этой сельской школе. Кроме химии ведёт биологию и технологию, занимается с ребятами шахматами.
– Эта премия – наш общий праздник: для моих коллег, моей семьи – у меня трое взрослых детей, инженеров по образованию, – рассказал он. – И для моей жены, которая тоже работает в нашей школе.
Премию получил и молодой учитель физики нижегородского лицея № 40 Александр Борисович Курашкин.
– Я из педагогической династии из Навашина, где получил прекрасную техническую подготовку, – говорит он. – Работать учителем мечтал с детства. В нижегородском лицее № 40 я девять лет веду экспериментальную физику.
Профессия, которая будет всегда
Награды вручал академик Российской академии наук Александр Сергеев.
– Сегодня будущее нашей страны связано с развитием технологий, и именно от учителя зависит, захотят ли его ученики заниматься высокими технологиями и наукой, – подчеркнул он. – Роль российского учителя чрезвычайно высока, и наша задача – сделать так, чтобы педагогика была одной из определяющих сфер развития общества.
О роли воспитания в школе напомнила министр образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области Ольга Петрова.
– Учитель – это профессия, которая есть и будет всегда, – сказала министр. – Конечно, меняется время, меняются методики, но всегда образование и воспитание идут вместе. И тут помогут новые технологии, новые проекты. Вовлекая детей в инициативу, мы достигаем моменты воспитательного характера.
Как отметил заместитель губернатора Андрей Саносян, вручение первой премии имени академика Игоря Васильевича Петрянова-Соколова на Нижегородской земле весьма символично:
– Церемония награждения проводится в Год науки и технологий, в год 800‑летия Нижнего Новгорода.
Кроме того, на днях три нижегородских университета сумели блестяще продемонстрировать свой потенциал, попав в число вузов‑финалистов, отобранных для участия в программе «Приоритет‑2030». Конечно, такие успехи появились не на пустом месте, во многом они обусловлены развитым школьным образованием, имеющим давние традиции, большой опыт качественной подготовки, и тесным взаимодействием вузовского сообщества со школьными учителями.
Форум стал экспертной площадкой всероссийского уровня для обсуждения перспектив школьного образования. По предложению министра просвещения РФ Сергея Кравцова, выступившего онлайн, особое внимание на форуме было уделено вопросам создания национальной системы образования Российской Федерации, базовые принципы которого – фундаментальность, единое образовательное пространство, прочная научная основа.