Эксперт по онлайн-безопасности Сиденко дал советы по использованию ИИ детьми
ИИ может быть полезным помощником, но только если ребенок умеет грамотно с ним работать
Каждый четвертый школьник старше 10 лет пользуется нейросетями. Для современного ребенка искусственный интеллект — это и друг, и источник получения знаний. Но стоит ли безоговорочно доверять чат-ботам и голосовым помощникам? Ведь ИИ тоже может ошибаться и даже причинить вред. В чем плюсы и минусы нейросетей, как грамотно ими пользоваться и что должны уметь и знать родители, чтобы искусственный интеллект был надежным и безопасным помощником для ребенка, разбиралась редакция сайта pravda-nn.ru.
Согласно последнему исследованию, проведенному ВЦИОМ, всего 24% россиян считают, что ИИ улучшает освоение нового материала. При этом почти каждый второй житель страны отмечает, что не разрешил бы использовать инструменты искусственного интеллекта своему ребенку для учебы в школе при подготовке домашних работ и заданий.
Среди рисков использования ИИ школьниками россияне назвали: снижение умственной нагрузки, деградация, отсутствие «живого» общения, снижение мотивации к обучению, лень, риск плагиата и списывания, а также ухудшение критического мышления.
«Алиса, включи сказку»
У нижегородки Анны двое детей — сын-восьмиклассник и 5‑летняя дочь. В прошлом году в семье появился виртуальный друг — умная колонка.
«Я считаю, что голосовой помощник — это удобная вещь, — рассказала Анна. — Мы с мужем сами часто пользуемся: узнать погоду, новости, музыку послушать. Старшему сыну колонка помогает в учебе, а младшая любит на ночь слушать аудиосказки».
Однако в последнее время нижегородка стала замечать, что дочка все чаще просит виртуального помощника поиграть с ней, а у сына снизилась успеваемость в школе — в дневнике появились тройки за домашку.
«Думали, что колонка детям в помощь будет, а получается, что сын расслабился — она за него по истории на вопросы отвечает, по литературе сочинения пишет. Я в тетрадь заглянула, а там ошибок полно, написано все кое-как, — сетует Анна. — А дочка так вообще отказывается играть в обычные игры, говорит, что с Алисой интереснее. Теперь даже и не знаю, что делать с этим».
Помощник, но не замена
По мнению руководителя направления детской онлайн-безопасности «Лаборатории Касперского» Андрея Сиденко, искусственный интеллект — это хороший помощник, но главный навык для ребенка — уметь думать своей головой, взвешивать разные точки зрения и доверять близким людям.
В отличие от взрослых, дети не проводят четкую грань между реальным и виртуальным мирами. Малыши, например, думают, что в умной колонке на самом деле живет какой-то волшебный персонаж.
«Дети привыкли взаимодействовать с ИИ с раннего возраста, — объясняет Андрей Сиденко. — Они не знают, что такие инструменты, как голосовой помощник вроде Алисы и Маруси, используемые для каких-то развлечений, — это сложнейшие технологии, которых не существовало еще 10 лет назад».
Многие бытовые приборы, по словам эксперта, которые еще недавно были из области научной фантастики, сегодня есть у каждого. Так же и голосовые помощники становятся чем-то вполне естественным.
«Наши дети взаимодействуют с ИИ на нативном уровне, не требующем даже навыков чтения и письма, тем более навыков программирования. Они просто голосом начинают общаться и у них это получается, — говорит Андрей Сиденко. — Еще некоторое время назад не было технологии интерпретации голоса. Сейчас в любом смартфоне можно просто включить расшифровку записи и получить готовый текст».
Такие технологии, по словам эксперта, сильно облегчают жизнь юных пользователей. Однако родителям нужно помнить о том, что искусственный интеллект несет в себе не только преимущества, но и риски.
Доверяй, но проверяй
Среди плюсов использования школьниками инструментов ИИ Андрей Сиденко выделил быстрый доступ к информации и кроссплатформенность.
«Технологии, которые подразумевают использование больших языковых моделей, например GPT, позволяют не только быстро получить доступ к нужной статье, книге или материалу, но главное, получить выжимку, условно говоря, то, на что стоит в первую очередь обращать внимание», — говорит эксперт. — Что касается кроссплатформенности — здесь не нужно быть владельцем определенной операционной системы или специального устройства. Все это имеет широкоформатный доступ, причем без каких-либо ограничений».
По мнению Андрея Сиденко, несмотря на очевидные преимущества использования ИИ, нужно не забывать о том, что такие технологии остаются инструментом, а не заменой в решении более серьезных задач.
«Если мы переключаемся с каких-то бытовых историй, которые ни на что не влияют, полученный ответ может в лучшем случае просто быть опровергнут простым экспериментом. Если речь заходит о решении домашних заданий, предположим, ребенок пишет при помощи GPT-моделей сочинения, которые выдаются за свою творческую деятельность, наверное, и родителям, и самим детям стоит помнить о том факте, что ничего нового такая модель не придумает», — считает эксперт.
Часто голосовой помощник или чат-бот не знает ответа на вопрос. В отличие от человека, ИИ может начать выдавать недостоверную информацию.
Как безопасно использовать ИИ
Андрей Сиденко дал родителям несколько простых советов по безопасному использованию ИИ.
- Нейросети могут ошибаться, поэтому важно научить детей проверять информацию.
«Школьникам нужно учиться проверять данные и пользоваться другими, более надежными источниками — например, учебниками», — объясняет эксперт.
2. ИИ — инструмент, а не замена собственного разума, поэтому нужно развивать в детях критическое мышление.
3. ИИ — это помощник, а не автор. Дети должны понимать, что в первую очередь они должны думать своей головой.
«Чат-бот не должен превращаться в инструмент для обмана учителей или заменять настоящее общение», — подчеркивает эксперт.
4. ИИ нельзя использовать для обмана или создания оскорбительного контента. Родителям необходимо говорить с детьми об этике и ответственности за свои действия.
«В большинстве случаев сами родители не могут до конца осознать всю серьезность ситуации, связанной с использованием искусственного интеллекта, насколько сильно она может влиять на то, как дети взаимодействуют с контентом в интернете», — отмечает Андрей Сиденко.
По его словам, именно родители являются примером для детей, как отвечать на комментарии, что можно писать, какой информацией не стоит делиться в интернете.
5. ИИ не должен заменять живое общение, творчество и навыки поиска информации, поэтому необходимо вводить правила цифровой гигиены.
«Эмпатия, забота и опыт — это то, что ребенок получает только в живом общении с родителями и близкими, — объясняет эксперт. — Важно заранее объяснить детям, что виртуальная помощь не заменяет реального разговора. Ребенок должен чувствовать, что может доверять своим родителям в любой ситуации — особенно тогда, когда проблема действительно серьезная».
Андрей Сиденко рекомендует использовать инструменты родительского контроля и различные фильтры, чтобы оградить ребенка от нежелательного контента.
«Это не только ограничение доступа по принципу черного и белого списков, но еще и контроль по категориям ресурсов, установление расписания, когда и сколько времени можно использовать гаджет», — говорит эксперт. — А главное, нужно отталкиваться от культуры взаимодействия с контентом в семье. Ни в коем случае не стоит говорить, что вот так правильно делать, а по-другому нельзя».
Полезный инструмент в умелых руках
Прежде чем оценивать влияние ИИ, необходимо понять его функционал и способы применения, считает практикующий психолог Алексей Хандохин.
«Если говорить об искусственном интеллекте как о продвинутом поисковике, то в таком случае определенно больше преимуществ, — отмечает специалист. — Сбор информации не несет никаких последствий. При этом качество этой информации может быть значительно выше, потому что мы не ограничены одним источником. Данные собираются быстрее, и мы оперативно получаем желаемый ответ».
Другое дело, по словам психолога, когда чат-боты и нейросети используются для систематизации и анализа данных.
«Мы привыкаем, что нам не нужно самостоятельно делать выводы, за нас это сделает кто-то другой, — говорит Алексей Хандохин. — В процессе обучения включаются нейронные связи, приобретается определенный опыт, человек таким образом развивается. В случае, если обработкой данных занимаемся не мы сами, возникает вопрос: а будет ли наш навык в принципе прокачиваться, или мы будем полагаться на кого-то другого, в частности, на искусственный интеллект».
Эффективность использования ИИ, по мнению психолога, зависит от уровня подготовки пользователя. Взрослым людям с высоким уровнем развития социальных, эмоциональных и профессиональных навыков инструменты искусственного интеллекта помогают экономить время и усилия, при этом не снижая когнитивных функций.
Детям же ИИ может навредить, если он используется без контроля и сопровождения родителя или педагога, считает Алексей Хандохин. Из-за недостатка критического восприятия ребенок не всегда способен оценить качество и достоверность информации. Кроме того, получая готовые ответы, дети не осмысливают и не анализируют полученные данные.
Искусственный интеллект — полезный и эффективный помощник, если им научиться грамотно и безопасно пользоваться. Как отмечает Андрей Сиденко, чат-бот не должен превращаться в инструмент для создания неприемлемого контента или обмана учителей. И тем более нейросеть никогда не заменит живого общения, ведь у ребенка должно оставаться время на собственные открытия в реальном мире.
