Гастрит, близорукость, плохая осанка: что ещё можно заработать в школе, кроме знаний
Газета "Новое дело" №35 от 09.09.2021
Подписка на газетуСтартовал новый учебный год, и тысячи нижегородских школьников отправились за новыми знаниями. Но вместе с ними, по словам медиков, ученики часто зарабатывают и школьные болезни. Давно известно, что к старшим классам полностью здоровых учеников, к сожалению, остаётся единицы… Как же сохранить здоровье школьников во время учёбы?
Не щадя живота
Гастрит – настоящий бич школьников. Первичное заражение хеликобактером – бактерией, вызывающей эту болезнь, обычно происходит в семье, когда ребёнку 4 – 8 лет, и от родителей: через поцелуи, общую посуду, немытые руки. Несколько лет после заражения никаких признаков болезни не наблюдается. Но от больших учебных нагрузок и пренебрежения к правильному питанию появляются боли, расстройства. Чаще всего это время совпадает с учёбой в средних или старших классах.
Недавно учёные установили ещё одну причину именно «школьного» гастрита – поражение поджелудочной железы, которая регулирует множество процессов в организме, в частности, отвечает за кровоснабжение слизистой желудка и двенадцатиперстной кишки. Стоит раздразнить железу непосильными психоэмоциональными нагрузками, физическим переутомлением или нерегулярным и неполезным питанием, как она ухудшает кровообращение слизистой оболочки желудка. Начинается так называемый эрозивный гастрит.
Что делать? Если анализ покажет, что болезнь вызвана хеликобактером, врач назначит различные препараты, в том числе и антибиотики. Правильно проведённая терапия избавит ребёнка от вредной бактерии навсегда. Рецидив возникает не более чем в 1,5% случаев. Терапия включает в себя также обследование и лечение всей семьи. Нет смысла избавлять от бактерии одного ребёнка, если у него постоянный контакт с носителями этого микроорганизма.
В оба глаза
Мало кто из современных школьников может похвастаться 100-процентным зрением. У офтальмологов даже существует специальный термин – школьная близорукость.
Раньше считалось, что близорукость возникает в начальной школе и прогрессирует в подростковый период, лет десять назад самые интенсивные зрительные нагрузки приходились на это время. Но сейчас, когда малышей учат читать с пелёнок, а дошкольники часами играют в компьютерные игры, проблемы со зрением нередко возникают гораздо раньше – в 3 – 4 года. Но школа, безусловно, обостряет проблему: если среди школьников младших классов частота близорукости составляет 6 – 8%, то у старшеклассников она возрастает до 25 – 30%. А в гимназиях и лицеях с повышенной активностью обучения – уже у 50% выпускников.
Что делать? Во-первых, почаще давайте глазам отдых. Если у ребёнка хорошее зрение, он должен делать перерыв в занятиях через каждые 40 минут. Если уже слабая близорукость – через каждые 30 минут. 10 – 15 минут отдыха – это когда он бегает, прыгает, смотрит в окно, делает гимнастику для глаз.
Во-вторых, как это ни печально для школьника, но смотреть телевизор он может только в выходные дни, когда у него нет уроков. Пять часов напрягать глаза в школе (уроки физкультуры и пения мы не считаем) да два-три часа дома – это нагрузка, которую не может выдержать растущий глаз.
В‑третьих, за компьютером школьник может проводить не больше 15 – 20 минут в день. Если работу за это время не выполнить, её надо разбить на части и через каждые 15 минут делать перерыв для глаз.
В‑четвёртых, книжку или тетрадку держите на расстоянии 40 см от глаз. При нём меньше всего деформируется глазное яблоко.
Ещё одно полезное правило – кормите ребёнка полезными для глаз продуктами. Творогом, кефиром, отварной рыбой, говядиной и говяжьим языком, индюшкой, крольчатиной, морковкой и капустой. Давайте ему чернику, бруснику, клюкву. И обязательно зелень – петрушку, укроп.
Истина в спине
Проблема в том, что дети в наше время мало двигаются. Именно поэтому уже в младшей школе у детей катастрофически ухудшается осанка.
Плохая осанка затрудняет дыхание и кровообращение. Снижаются окислительные процессы в организме, а это автоматически ведёт к тому, что человек быстрее устаёт как во время физической, так и во время умственной работы. Плохая осанка может довести ребёнка до близорукости или остеохондроза.
Что делать? Наращивать «мышечный корсет». Хорошая осанка немыслима без равномерно развитой мускулатуры. «Мышечный корсет» спасёт даже того, кому от родителей достались слабые соединительные ткани – предвестники плоскостопия, близорукости, сутулости.
Нужно постоянно следить за тем, как ребёнок сидит, стоит, поправлять его, если он сутулится, кособочится. Пусть встанет к стене, прикоснется к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и головой. Позвоночник выпрямлен, плечи развёрнуты, лопатки сближены, живот втянут, ягодицы напряжены. Вот она – правильная поза. Тело должно её запомнить. А дальше держаться ровно войдёт у ребёнка в привычку.
Обратите особое внимание на позу при письме, чтении, любой работе за письменным столом. Ребёнок должен сидеть так, чтобы ноги, спина, руки имели опору. Высота стола должна быть на 2 – 3 см выше локтя опущенной руки вашего чада, когда оно сидит. Высота стула не должна превышать высоту голени. Если ноги не достают до пола, надо подставить скамейку, чтобы тазобедренные и коленные суставы были согнуты под прямым углом. Спина должна вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб. Чтобы расстояние от книжки до глаз не превышало 40 см, книгу лучше поставить на пюпитр, тогда голову не придётся наклонять. Неправильная поза при работе за столом очень портит осанку.
Не стелите слишком мягкую постель. Матрас должен быть ровным, жёстким (волосяным или травяным), подушка – маленькой, низкой. Кровать – такой длины, чтобы ноги можно было свободно вытянуть. А детям, уже имеющим искривление позвоночника, придётся приобрести ортопедический матрас. Ту немалую часть суток, которая приходится на сон, позвоночник должен чувствовать себя комфортно.
Работать над осанкой никогда не поздно. Даже в 15 – 16 лет ещё можно исправить спину так, что в одежде искривленного позвоночника видно не будет. Правда, это потребует значительных усилий и занятий под руководством врача.
Больной вопрос
Считается, что простудные инфекции чаще встречаются у учеников начальной школы. Это происходит потому, что у них ещё не полностью созрела иммунная система, особенно местный иммунитет. Речь о слизистых оболочках, выстилающих дыхательные пути, которые являются «входными воротами» инфекции. Поэтому вирусы и бактерии легко проникают в нос, ротоглотку, вызывая частые простудные инфекции.
А если учесть, что в школах в простудный сезон обсеменённость возбудителями респираторных болезней возрастает в 2 – 3 раза и дети в классах легко ими делятся друг с другом, частые и повторяющиеся заболевания закономерны.
Что делать? Врачи дают несколько советов в этом случае. Во-первых, если ребёнок часто болеет, освободите его хотя бы на месяц от факультативных занятий, длительных экскурсий, олимпиад и конкурсов. Снизится нагрузка – это поможет. Во-вторых, следите, чтобы ребёнок гулял 3 – 3,5 часа в день. В‑третьих, простое правило – нужно чаще мыть руки с мылом. Обязательно – после туалета и прогулки. Именно на руках дети чаще всего переносят возбудителей болезни.
И, наконец, большинство врачей советуют ещё до начала эпидемического сезона сделать прививку от гриппа.
Ранее сайт Pravda-nn.ru сообщал, что в Нижегородской области вакцинация против гриппа уже стартовала.