Гонка на выживание: чья вакцина от коронавируса спасёт человечество
Газета "Новое дело" №46 от 19.11.2020
Подписка на газетуГонку за вакциной от коронавируса сейчас многие сравнивают с состязанием по освоению космоса или гонкой вооружений. В неё активно включились Россия, США, Германия, Великобритания, Китай и другие страны. И эти усилия начали приносить ощутимые плоды: фармацевтические компании одна за другой объявляют о финальных этапах испытаний очередной панацеи. Так кто же выигрывает гонку? И когда начнётся массовая вакцинация, которая остановит пандемию?
Прививка от кризиса
С самых первых дней коронавирусной атаки вопрос о разработке вакцины стал для разных стран одним из основных. Помимо спасения жизней миллиардов людей, есть ещё два мощных стимула для поиска панацеи. Во-первых, это шанс для всех представителей власти взять реванш в глазах населения на фоне непопулярных решений, которые приходится принимать, чтобы остановить инфекцию. Во-вторых, коронавирус дал серьёзные осложнения на экономику, и чем дольше длится пандемия, тем сложнее будет оправиться от кризиса.
Так, экономика США сейчас переживает самое серьёзное падение с 1940 года. Только за второй квартал ВВП в Америке сократился на 33 процента. По прогнозам Международного валютного фонда, за весь 2020 год американская экономика потеряет 8 процентов, экономика ЕС – 10, России – 6,6 процента.
Но любой кризис кому-то выгоден. И даже у пандемии коронавируса есть свои бенефициары. В первую очередь, это фармацевтические компании. Лекарства сейчас пользуются ажиотажным спросом, больницы закупают целые партии для лечения, люди запасаются впрок. По некоторым подсчётам, доходы фармацевтических компаний и аптек выросли на 50 процентов.
Но и это ещё не предел. Миллиарды долларов потрачены на разработку вакцины от коронавируса. Так, правительство США, где наиболее острая ситуация, выделило более 9,2 млрд долларов американским и европейским фармацевтическим компаниям. Франция, Германия, Япония, Канада, Саудовская Аравия, Великобритания, Израиль, Греция собрали более 9,5 млрд евро на разработку вакцины в ходе онлайн-марафона.
В России только из бюджета было потрачено 3,1 млрд рублей на разработку тест-систем и вакцины от коронавируса. Однако были и другие источники: в разработки вложились Российский фонд прямых инвестиций, Сбербанк. На создание проектного офиса ушло 50 млн рублей, 4 млрд – на развёртывание масштабного производства.
Серьёзные траты во многом объясняются срочностью разработок. Обычно на запуск вакцины уходит несколько лет, а то и десятилетия. В этот раз учёным удалось создать её буквально за несколько месяцев. И первой официально зарегистрированной вакциной стал препарат «Спутник V», разработанный именно в России. Означает ли это, что наша страна выиграла, возможно, главную стратегическую гонку столетия?
«Спутник» на орбите
Разработку вакцины в России начали не с нуля. Ещё до начала пандемии коронавируса Центр им. Гамалеи в течение трёх лет разрабатывал вакцину от ближневосточного респираторного синдрома (MERS). Он, так же как и ковид, принадлежит к группе бета-коронавирусов, а потому предыдущие наработки легли в основу нового препарата и ускорили процесс.
«Спутник V» – это так называемая векторная вакцина, когда для тренировки иммунитета используется слабый и неспособный размножаться аденовирус, который «доставляет» в организм геном другого, уже опасного вируса. Таким образом в данном случае аденовирус используется как транспортное средство, чтобы привести в организм шиповидный белок вируса SARS-CoV‑2 и научить иммунитет бороться с ним. В принципе, этот способ вакцинации давно обкатан во всём мире. Российские учёные не стали затягивать исследования, и уже 11 августа 2020 года вакцина была зарегистрирована. И тут грянул скандал!
Представители Ассоциации организаций по клиническим исследованиям (в неё входят компании Bayer, AstraZeneca, Novartis и другие) выпустили открытое обращение с просьбой отложить регистрацию препарата. Кроме того, группа учёных из Италии, Великобритании и США опубликовала открытое письмо на итальянском сайте Cattivi Scienziati, специализирующемся на разоблачении псевдонаучных исследований, с критикой результатов испытаний «Спутника V» и вопросами к российским разработчикам.
Суть претензий сводится к следующему: любая вакцина за время разработки должна пройти три фазы испытаний. Во время первой фазы вакцину тестируют на небольшой группе людей, проверяют её безопасность и дозировку. Вторая фаза предполагает исследования уже на сотнях людей, среди которых выделяют целевые возрастные группы (например, дети, пожилые люди). Эта фаза позволяет определить безопасность вакцины, побочные эффекты, её способность вызывать иммунный ответ и помогает подобрать правильную дозировку.
Третья фаза – это тестирование вакцины на тысячах людей. И, как считают учёные, только она способна дать ответ на главный вопрос: будет ли вакцина эффективна, способна ли она предотвратить заражение. Лишь после успешного завершения третьей фазы вакцину должны одобрить регулирующие органы. Однако в случае со «Спутником V» до регистрации эта стадия не была пройдена. Третья фаза испытаний проходит сейчас, на 40 тысячах человек. По предварительным данным, эффективность вакцины «Спутник V» составляет 92 процента – а это значит, что у абсолютного большинства добровольцев появляются антитела к коронавирусу.
Однако критики российской вакцины считают, что о реальной эффективности и безопасности препарата можно будет после завершения третьей фазы испытаний. В России за этими заявлениями видят банальную боязнь конкуренции.
«Западные корпорации переживают, что будут плохо выглядеть на фоне российских разработчиков, что русские их опередили. Поэтому СМИ подают информацию в одном ключе: вакцина непонятная, некачественная, непроверенная», – говорит глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев.
И этих конкурентов несложно вычислить.
Встали в дозу
Уже в середине марта к разработке вакцины от коронавируса приступили десятки исследовательских групп в самых разных странах. Всемирная организация здравоохранения выделила четыре самых перспективных проекта: это препарат американской компании Moderna (в сотрудничестве с Национальным институтом аллергии и инфекционных заболеваний США), прививка британской компании AstraZeneca (при участии Оксфордского университета), американская разработка компании Pfizer совместно с немецкой BioNTech и китайская вакцина фирмы CanSino (вместе с Институтом биотехнологии Академии военно-медицинских наук КНР).
Неожиданно в отстающих оказалась AstraZeneca. Во время испытаний вакцины у двух участников обнаружились серьёзные неврологические осложнения, ещё один умер. И хотя в компании говорят, что это может быть не связано с препаратом, исследования были приостановлены.
А вот компания Pfizer переживает триумф. На днях было объявлено, что предварительные результаты исследований третьей фазы препарата компании показали, что вакцина эффективна примерно в 90 процентах случаев. Глава Pfizer Альберт Бурла назвал это «великим днём для науки и человечества».
В отличие от «Спутника V» препарат американской компании относится не к векторному типу, а к типу мРНК-вакцин.
В отличие от векторных, они обходятся без транспортного средства. Участок молекулы РНК вируса, кодирующий всё тот же шиповидный белок, специальным образом упаковывается в оболочку из других молекул, которая позволяет ему попасть внутрь клетки. Дальше, как и с векторными вакцинами, клетка начинает производить вирусный белок, который тренирует иммунитет.
Считается, что мРНК-вакцины работают более точечно: они заставляют клетку производить только нужные коронавирусные белки и способствуют вырабатыванию так называемого клеточного иммунитета, эффективного в борьбе с SARS-CоV‑2. Кроме того, теоретически мРНК-вакцины проще и дешевле в производстве.
Однако есть и другая сторона. Молекула РНК нестабильна, и её доставка в клетку требует специальной упаковки в крошечную жировую капсулу. А всё это предполагает особые условия транспортировки и хранения вакцины – для этого необходима температура ‑70 градусов по Цельсию. Температура обычных морозильных камер, которые используются в том числе в аптеках ‑18 градусов. Таким образом возникает вопрос: как будет организована вакцинация?
Скорее всего, привиться такой вакциной в обычной поликлинике будет нельзя, потребуются строительство специальных центров, а также кардинальные решения по перевозке вакцин Pfizer.
В этом плане более перспективной выглядит разработка компании Moderna. На днях она объявила, что третья фаза испытаний показала эффективность препарата 94,5 процента. При этом храниться вакцина может при ‑20 градусах. Таким образом, этот препарат выглядит гораздо более перспективным в плане внедрения на массовой рынок. К разработкам Moderna уже проявляют интерес Великобритания, Израиль, другие европейские страны.
И тут возникает ещё один серьёзный вопрос: а смогут ли фармацевтические компании обеспечить поставку нужного количества доз вакцины, чтобы пандемия отступила?
Лечебный эффект
По подсчётам специалистов, для проведения вакцинации в мировом масштабе потребуется больше 3 – 5 млрд доз. В случае с некоторыми препаратами, в том числе со «Спутником V», речь идёт не об одном, а о двух уколах.
Российские разработчики хотят поставить на мировой рынок 1 млрд доз. Интерес к разработке центра им. Гамалеи проявили более 50 стран, среди которых Объединённые Арабские Эмираты, Египет, Венесуэла, Индия, Бразилия, Корея, Куба. Однако некоторые эксперты высказывают сомнения, что в России быстро удастся организовать производство такого масштаба.
Ещё более амбициозны планы Pfizer – компания рассчитывает произвести 50 млн доз до конца года, ещё 1,3 млрд доз – в следующем году. Но, по мнению экспертов, всего этого явно недостаточно, чтобы обеспечить мировые потребности. К тому же практически все вакцины компаний Pfizer и Moderna заранее раскуплены. Это было условием инвестирования в разработки, и переговоры о том, кому и сколько доз достанется, ведутся уже с весны.
И в этих условиях неожиданным фаворитом гонки вакцин могут стать… китайцы. Медицина и фармакология в Поднебесной в последние годы сделала колоссальный рывок, китайцы щедро вкладывали деньги в научные исследования. Разработанный ими препарат Sinovac не требует низких температур для хранения. И что-что, а организовывать масштабные производства там умеют.
Однако и российские компании намерены заполучить свою долю рынка. Тем более что на подходе другая отечественная вакцина – «ЭпиВакКорона», созданная новосибирским центром «Вектор».
Так что решающий этап гонки вакцин ещё впереди. Ожидается, что массовые прививки для населения начнутся в конце этого – начале следующего года. Тогда и станет понятно, кому и какие позиции удалось занять на рынке. В целом кампанию по мировой вакцинации оценивают в 75 млрд долларов…
Лариса ПЛАХИНА