Грамотный подход: нижегородка собрала коллекцию ошибок телеведущих
Газета "Нижегородская правда" №28 от 21.04.2021
Подписка на газетуУ жительницы Нижнего Новгорода Лидии Казанцевой, лингвиста по образованию, необычное увлечение. Услышав в радио или телеэфире ошибку, она выписывает неверно произнесённое или употреблённое слово на листочек и указывает, как правильно. И себя заодно проверяет. Иногда требуется заглянуть сразу в несколько словарей. В результате собралась большая картотека ошибок. Мы расспросили Лидию Сергеевну о самых распространённых речевых огрехах и о том, почему их стало так много.
Синдром отличницы
Если грамотность действительно бывает врождённой, то это о нашей героине. А вообще профессию Лидия Сергеевна могла выбрать любую. Училась легко по всем предметам. Школу окончила с золотой медалью, а затем и университет с красным дипломом.
– У меня синдром отличницы, – улыбается наша собеседница. – Смешно, но при поступлении на истфил было так. Пишу сочинение, задумавшись, смотрю по сторонам. Взгляд случайно падает в одну тетрадку. «Вот здесь, – говорю, – ошибка». В другую тетрадку: «Тут, – показываю, – неправильно». Думаю: «Зачем я это делаю? Они же мои конкуренты!» Но это как-то само получается. Вижу ошибку – надо исправить.
На истфиле Горьковского университета тогда открыли новое направление – математическая лингвистика. Его и выбрала наша героиня. Получив диплом, стала младшим научным сотрудником НИИ прикладной математики и кибернетики при университете. Публиковалась в журнале научно-технической информации. На Лидию Сергеевну обратило внимание начальство, и когда вышел приказ о создании во всех вузах отделов научно-технической информации, именно ей предложили его возглавить. Так Лидия Казанцева стала сначала начальником отдела, а затем и заместителем директора фундаментальной библиотеки госуниверситета имени Лобачевского, где и проработала до 2009 года.
И как в библиотеке вели картотеку книг – по разделам, в алфавитном порядке, так наша героиня стала создавать картотеку ошибок в речи, относиться спокойно к которым просто не может.
Не «то что»
– Потребность всё записывать у меня, видимо, от отца, – объясняет Лидия Сергеевна. – Он был партийным работником. По работе много писал. И вёл что-то вроде дневника – записывал наблюдения, мысли.
У нашей героини так же: что-то зацепило – ручка и бумага уже наготове. И в последнее время это чаще всего поводы «из телевизора».
– К сожалению, все телеканалы сейчас грешат ошибками, – говорит наша собеседница. – Как не стало прежних дикторов, речь которых была образцом для подражания, так ошибки и начали постепенно проникать в эфир, особенно в различных телешоу. Я читала воспоминания советских дикторов: произнёс «облЕгчить» вместо «облегчИть» – всё, ты уволен! В 1968 году нас, студентов, отправили на преддипломную практику в центр научно-технической информации города Кемерова. В книжном магазине мы увидели «Словарь ударений для работников радио и телевидения». Тут же все пятеро такой словарь купили. Это настоящее сокровище! Вот посмотрите, в каком он у меня состоянии: весь скотчем заклеенный. Постоянно пользуюсь. Конечно, язык развивается. И если в этом словаре, например, однозначно «творОг», «кулинАрия», то в современных словарях мы видим, что допустимо и «твОрог», и «кулинарИя». Но есть такие вещи, которые недопустимы ни при каких обстоятельствах.
Лидия Сергеевна говорит об ошибках последнего времени, которые её возмущают больше всего. В их числе «то, что».
– Это просто какой-то вирус, – говорит лингвист. – Вот лишь несколько примеров, которые слышала в телепередачах: «Я потрясён, то что…», «Он ответил, то что больше не любит…», «Она указала такие причины, то что…», «Я благодарен, то что…», вместо «тем, что», «что», «как», «за то, что». Настоящая беда с числительными. Часто – в речи чиновников. Например, «около шестиста». Видимо, по аналогии с числительным «сто» в родительном падеже: «ста», «около ста». Но правильно «около шестисот». С наступлением 2000‑х годов появилось в речи такое: «в двухтысяч таком-то году». Или: «в двухтысячно таком-то». Это вообще уму непостижимо! У порядкового числительного склоняется только последнее слово! «В две тысячи первом году». В связи с коронавирусом часто стали говорить «Умершие», но правильно «умЕршие». Или вот несколько дней назад в передаче «60 минут» на канале «Россия 1» ведущие и участники в связи с конфликтом на Донбассе говорили «брЯцают оружием». Видимо, по аналогии с «брЯкают». Но правильно-то «бряцАют».
По словам Лидии Сергеевны, считаются маркерами слова «звонить» и «кофе». Если человек говорит «звонИт» и «кофе» в мужском роде, то он называет себя грамотным.
– А если он говорит «вклЮчим», – то это почему-то ничего. Правильно же «вкючИм», – говорит лингвист.
И подобных ошибок с ударением множество. Или история со словом «нелицеприятный».
– Его стали употреблять как синоним слова «неприятный». Но это неправильно. Нелицеприятный – беспристрастный, справедливый. Так что «нелицеприятное явление коррупция» – это неверное употребление слова, – объясняет Лидия Сергеевна.
Время напомнить
Наша героиня считает, что пора браться за исправление ошибок самым серьёзным образом. Например, в Санкт-Петербурге создан Совет по культуре речи при губернаторе. В своё время это была инициатива ректора СПбГУ Людмилы Вербицкой. В метро развешаны памятки «Давайте говорить как петербуржцы». Например, о том, что правильно: блёклый, забытьё, манёвр, новорождённый, осуждённый, что нужно говорить «сох», «промок», а не «сохнул», «промокнул», что рельс, тюль, шампунь – мужского рода и правильно «вероисповЕдание», «сторИцей».
– Почему бы не развесить подобные памятки в нижегородском общественном транспорте, в банках, на почте? – говорит Лидия Сергеевна. – Ведь многие хотят говорить правильно. Например, когда вхожу в транспорт, и мне напоминают: «Одеваем маску», я поправляю: «Надеваем». Так ко мне кондуктор иной раз потом подойдёт: «Значит, когда «одевать», а когда «надевать»?
Для повышения грамотности Лидия Казанцева советует больше читать. А самой грамотной в телеэфире называет речь президента Владимира Путина. Говорит, что придраться не к чему.