Грозит ли нижегородцам дефицит кофе?
Газета "Новое дело" №15 от 21.04.2022
Подписка на газетуУтренняя чашка кофе для нижегородцев вскоре может стать непозволительной роскошью. Цены на популярный продукт за последние пару месяцев подросли в несколько раз. А недавно о своём уходе с российского рынка объявили сразу две крупные зарубежные компании – Lavazza и Paulig. Заядлые кофеманы тревожатся, что любимый напиток вскоре может не только стать им не по карману, но и вообще оказаться в дефиците. Мы постарались узнать, насколько оправданны эти опасения.
По зёрнышку
Одна из столичных кофеен на днях «обрадовала» постоянных покупателей, заявив, что цены на пачки кофе и сами напитки теперь будут пересматриваться каждую неделю. Владельцы объяснили это скачущим курсом валют, из-за которого их еженедельные закупки сильно отличаются в стоимости.
В Нижнем Новгороде о «плавающих» ценах в кофейнях пока не заявляют, но стоимость рафов, капуччино и демократичных американо уже заметно повысилась.
«За последние два месяца мы дважды подняли цены, которые удерживали весь прошлый год, – рассказали нам сотрудники одного из нижегородских заведений. – Если раньше стаканчик кофе обходился в 150 – 180 рублей, то теперь – 220 – 250. Пока даём скидки тем, кто приходит со своими стаканами, и постоянным клиентам, которые копят бонусы».
Повысились ценники на кофе не только в меню кафе, но и на полках магазинов. По данным Нижегородстата, кофе дорожает каждый месяц: около 4,5% он прибавил в феврале, а в марте цены повысились на 8,4 – 16%. В результате сейчас 100-граммовая банка растворимого кофе, которая раньше обходилась в 250 – 300 рублей, стоит уже около 500. А килограмм кофе в зёрнах среднего ценового сегмента и вовсе перевалил за 2 тысячи рублей.
Как объясняют эксперты, цены на кофе стремительно начали расти ещё в прошлом году.
«Прежде всего это связано с тем, что стоимость зелёного кофе – кофейного сырья – выросла на биржах в 2 – 2,5 раза, – рассказал генеральный директор Ассоциации производителей чая и кофе «Росчайкофе» Рамаз Чантурия. – В Бразилии как крупнейшей стране-производителе кофе, от которой во многом зависит его стоимость на биржах, в прошлом году случилась вначале засуха, а затем заморозки, которые повлияли как на текущий, так и на будущий урожай».
Постепенно этот рост цен начал отражаться и на стоимости кофе на полках российских магазинов. Повышение происходит до сих пор. Также год-полтора назад очень серьёзно выросла стоимость доставки контейнеров из разных стран морским путём – в среднем, рост произошёл в три раза, соответственно, подорожала и логистика.
Отразилась на ценах и текущая ситуация со значительным ростом стоимости кредитов, и резкие колебания курса доллара.
До последней капли
Параллельно с неуклонным повышением цен появились новости об уходе с рынка некоторых зарубежных кофейных компаний. В начале марта о прекращении работы в России заявила финская компания Paulig, а в середине апреля к ней присоединилась и итальянская Lavazza, которой принадлежит также бренд Carte Noire. В последней компании объяснили уход не только геополитической ситуацией, но и растущими ценами на сырьё – по их данным, стоимость и арабики, и робусты выросла в прошлом году на 80%.
Но пропажа Lavazza или Carte Noire с полок супермаркетов, по мнению специалистов рынка, к дефициту кофе не приведёт.
«На российском рынке доминируют отечественные обжарщики, обеспечивающие до 80% потребления, – отметил Рамаз Чантурия. – Кофейное сырьё закупается в Бразилии, Вьетнаме, Индонезии, Кении или Колумбии, и здесь его обжаривают или делают растворимый кофе. Поэтому мы не так уж зависим от европейских производителей готовой продукции. Даже Paulig, который также объявил об уходе бренда, выпускал кофе на своей фабрике в России, которая продолжит свою работу в нашей стране».
Более того, эксперты уже прогнозируют, что заводы нарастят объёмы производства, чтобы выпускать продукцию, которая с определённой вероятностью поучаствует в замещении объёмов той же самой Lavazza.
А вот дальнейший рост цен на кофе всё же неизбежен – правда, для разных сегментов он будет свой.
«По моему мнению, растворимый кофе, на который, безусловно, распространяются всё те же факторы роста цен, подорожает чуть меньше, так как у него больше стадий переработки и, соответственно, возможностей снизить издержки, – добавил Чантурия. – В то время как в случае с жареным или молотым кофе стоимость сырья занимает высокую долю в себестоимости производства».
Пока производители стараются максимально снизить отпускную цену на недорогой кофе эконом-класса и компенсируют это наценками на продукцию премиального сегмента – там, где потребители ориентируются на качество, а не на цену. Кроме того, конечная цена на товары в результате устанавливается розничными магазинами по собственному усмотрению – и здесь наценки могут быть очень разными.
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, как часто нужно пить кофе, чтобы снизить риск деменции и инсульта.