Исчезнут ли лимонады с нижегородских прилавков?
Газета "Новое дело" №25 от 30.06.2022
Подписка на газетуУход Coca-Cola и Pepsi с российского рынка сильно увеличил нагрузку на отечественных производителей газировки. И, как выяснилось, уже есть риск, что с этими объёмами спроса компании могут не справиться. Всему виной дефицит углекислого газа, необходимого для тех самых бодрящих пузырьков в лимонадах. Мы попытались разобраться, действительно ли нижегородцы скоро не найдут привычные напитки на полках магазинов.
Кислое настроение
CoolCola, Fancy и Street – под этими пока непривычными для нижегородцев названиями в магазинах скрываются фактически прошлые Coca-Cola, Fanta и Sprite. А также ещё и Pepsi, Mirinda и 7Up. Именно на замену ушедшим с рынка лимонадам с конвейеров Coca-Cola и Pepsi пришли новые напитки от «Очаково». Пока они ещё соседствуют с предшественниками, но, по некоторым данным, запасы иностранных лимонадов истощаются с каждым днём.
Заменить их пытается и популярная компания «Черноголовка». На предприятии уже анонсировали выпуск не только любимых с детства лимонадов, но и Fantola Cola, Fantola Citrus и Fantola Lime, сильно напоминающих вкусы зарубежной троицы.
Вот только планы по завоеванию рынка импортозамещением могут разбиться о дефицит углекислого газа. Как раз он и отвечает за те самые пузырьки в напитках, что приятно щекочут нос. И производители уже отмечают его нехватку.
В «Очаково» рассказали газете «Коммерсантъ», что из-за нехватки СО2 в последние две недели вынуждены корректировать производство. А в ГК «Черноголовка» предупредили, что без достаточного объёма углекислого газа в середине лета газировки может стать на 20% меньше.
«Производители опасаются серьёзных перебоев с поставками и уже уведомили об этом розничные компании, – рассказали нам на условиях анонимности источники из данной сферы.
По данным маркетинговой фирмы NielsenIQ, отрасль безалкогольных напитков стала по итогам I квартала 2022 года наиболее быстрорастущей в мире. В России наблюдается аналогичная динамика: безалкогольные напитки показали самый высокий рост продаж. И хотя в мае динамика продаж замедлилась, летом спрос на охлаждающие лимонады традиционно растёт, а значит, дефицит может стать критическим.
Крупные производители к моменту печати номера на наш официальный запрос не ответили. Молчание хранят и на нижегородском заводе Coca-Cola, который находится в подвешенном состоянии с начала весны из-за новостей о сворачивании производства иностранной компании.
Из чувства жажды
Эксперты потдверждают, что проблема существует. И тому есть сразу несколько причин.
«В 2020 – 2021 годах, когда у нас бушевала пандемия, была дана рекомендация производителям CO2 увеличить объём производства медицинского кислорода, – объяснил президент Союза производителей соков, воды и напитков («Союзнапитки») Максим Новиков. – Соответственно, часть объёмов CO2 в прошлый и позапрошлый годы не производилась, что и повлияло несколько негативно».
Кроме того, по словам Новикова, наблюдается и лёгкий дефицит с пластиковой упаковкой – тарой типа ПЭТ. В результате этого предприятия, выпускающие бутылки по 0,5, 1 и 2 литра, делают выбор в пользу больших объёмов. Но чтобы двухлитровка держала форму и сохраняла газированность, CO2 также требуется больше.
Влияет и снижение темпов производства удобрений.
«В условиях санкционного давления снизились объёмы выпуска аммиака и аммиачных удобрений, побочным продуктом которых при производстве является СО2, – добавил эксперт. – Также был прекращён импорт из Финляндии и ряда других стран. Но это порядка 16 тысяч тонн, то есть где-то около 7 – 8% общей потребности рынка».
Специалисты, знакомые с ситуацией, говорят и о том, что некоторые химзаводы, где выпускался углекислый газ, закрылись на ремонт, который потребовал более длительных остановок производства.
«Определённые сложности с доступом к СО2 возникают каждый год, – заключил Новиков. – Просто обычно объём недостачи и период, когда это происходит, достаточно короткий, и производители успевают этот вопрос решить».
По оценкам экспертов, в течение нескольких недель острота ситуации пойдёт на спад. А значит, без лимонадов нижегородцы, как и жители всей страны, всё же не останутся.
Пока же в более выигрышной ситуации оказались производители газировки, которые также занимаются выпуском пива, например, то же самое «Очаково». Они могут использовать углекислый газ собственного производства, выделяемый при брожении. Поэтому, по всей видимости, к CoolCola покупатели успеют привыкнуть.
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, как выбрать и приготовить самые любимые летние продукты.