История севера: как корреспондент «Нижегородской правды» восстанавливал старинный храм в Архангельской области
Газета "Нижегородская правда" №101 от 23.12.2020
Подписка на газетуВ то время как большинство людей стремится зимой поехать туда, где тепло, наш фотокорреспондент поступил совершенно противоположным образом. Летом Кирилл Мартынов устремился на Белое море, в Архангельскую область, где добровольцы со всей России восстанавливают два старинных храма. Было много общения и впечатлений, период осмысления и обработки информации. А итогом стал уникальный фоторепортаж.
История с географией
Идея отправиться в необычное путешествие появилась у Кирилла совершенно внезапно. Несколько недель он искал тему дипломной работы для курсов профессиональной переподготовки. Сроки уже поджимали.
– Совершенно случайно на канале «Культура» увидел рекламу организации «Общее дело», которая организует волонтёрские поездки на восстановление храма. Позвонил, договорился и поехал, – рассказывает Кирилл.
Команда собралась из 15 человек. Ребята познакомились ещё в поезде, тем более что дорога была неблизкой – сутки на поезде из Москвы, автобус, паром и снова автобус.
Спустя почти трое суток пути уставшие путешественники приехали к селу Ворзогора, рядом с которым уже был разбит палаточный лагерь. Здесь и началось самое интересное.
Гляну на село
Сейчас в этом селе живёт около полусотни человек. Местные говорят, что Ворзогора вымирает, остались одни старики. Есть всего один молодой человек – Николай Гунин, который ценит эти места. Однажды он даже попытался сделать так, чтобы село включили в список самых красивых деревень России, но местные жители воспротивились – не захотели видеть туристов.
А ведь виды в селе и правда открываются удивительные. Суровая северная природа, в двух шагах Белое море и главная достопримечательность – два старинных храма: Зосимы Половецкого 1870 года и Никольская церковь, построенная в XVII веке.
К сожалению, сейчас они находятся далеко не в лучшем состоянии. Поэтому «Общее дело» организует сюда поездки волонтёров, которые занимаются восстановлением храмов.
– В село приезжают люди с самых разных частей планеты, – рассказывает Кирилл. – С нами в группе, например, были беженцы из Латвии и американец. Для многих это способ побыть наедине с собой, вернуться к природе. Большинство – православные, для них эта поездка связана с религией, с Богом.
Так, например, было и с американцем Мэттью. Ещё восемь лет назад он жил в Вашингтоне. И однажды, проезжая в автобусе мимо кладбища, увидел вывеску, на которой было написано русское слово «памятники». Американец заинтересовался, начал искать перевод и неожиданно для себя увлёкся русским языком.
– Он рассказывал, что начал изучать наш язык, нашу страну, культуру и религию. И постепенно принял решение сменить веру и переехать в Россию. Сейчас Мэттью живёт в Москве, работает в «Яндексе» переводчиком. Сменил протестантскую веру на православие, крестился и стал Матвеем, – рассказывает Кирилл.
Елена из Удмуртии, тоже фотограф, приехала сюда в поисках себя. Много лет она работала учителем, потом поняла, что больше не может выносить ни детей, ни родителей, ни саму себя – перегорела.
Тогда Елена занялась делом, которое её давно интересовало, – фотографией. Она даже отсняла два коммерческих заказа. Но так и не смогла их закончить, поняла, что это не её жанр. В итоге после долгих раздумий приехала в глухую деревню снимать документальный фильм.
– Мне надо срочно какой-то новый смысл в жизни найти, чтобы снова в жизнь влюбиться, – призналась она в начале поездки.
Терпение и труд
Вместе с остальными Кирилл Мартынов трудился без выходных. В семь подъём, в восемь завтрак, после этого – стройка храма. В два обед, до четырёх тихий час, а затем снова работать. И только в восемь вечера начиналось свободное время – ужин, прогулки и, конечно, песни у костра.
Мужчины занимались перекрытием крыши и строили новые леса для следующей команды. Женщины – покрывали дерево антисептиком, готовили, мыли посуду.
Часто приходили местные жители – угощали картошкой и домашним молоком.
– Народ, как посмотришь, вроде суровый, – рассказывает Кирилл. – А начинаешь разговаривать, превращаются в людей, начинают улыбаться, и хочется продолжать диалог. У них много своих дел, в суровой северной природе за короткое лето надо успеть вырастить урожай, который будет кормить семью всю зиму, поэтому заниматься реставрацией храмов они не могут. Но нам за то, что над этим трудимся, были благодарны.
Свою часть работы волонтёры выполнили. Новая команда приедет реставрировать храм уже в следующем году.
Когда удастся закончить работы, предсказать сложно. Но это, наверное, и не самое важное. За это время люди, приехавшие в далёкое архангельское село незнакомцами, как это часто бывает, стали родными. Кто-то из них смог стать ближе к Богу, кто-то к самому себе. А значит, главной цели своего паломничества они достигли.