Историю легендарной актрисы Валентины Серовой рассказали в новом кинопроекте
Газета "Новое дело" №44 от 07.11.24
Подписка на газетуВышедший на большие экраны фильм «Любовь Советского Союза» (16+) рассказывает о драматичной и полной шекспировских страстей истории любви одних из самых известных людей той эпохи – Валентины Серовой и Константина Симонова. Она была самой главной любовью всей его жизн и его Музой. Он посвятил ей множество своих стихов. Правда, после разрыва он изъял её имя из всех своих книг. И только в бессмертном стихотворении «Жди меня» осталось посвящение ей. Оно и стало главным памятником пылкой и необыкновенно красивой любви Константина Симонова и Валентины Серовой. Любви, которой суждено было умереть…
Взмахнув крылом
Валентина Серова была женщиной на все сто процентов. В ней было что-то такое, что просто потрясало мужчин. И те влюблялись в неё с пол-оборота.
Сама же Серова всегда любила военных. Её первым мужем был прославленный лётчик-испытатель, герой гражданской войны в Испании, сталинский комбриг Анатолий Серов. И даже день рождения она отмечала не 23 декабря, а в День Советской армии – 23 февраля.
Константина Симонова она заметила во время спектакля «Зыковы», который шёл на сцене Ленкома. Серова играла там главную роль. Перед началом спектаклей актёры в дырочку занавеса разглядывали сидящих в зале зрителей. Красивый полковник приходил на каждый спектакль и всегда сидел в первом ряду. Красавцем-военным оказался подающий большие надежды молодой писатель Константин Симонов. Однажды он, наконец, набрался смелости и попросил Аркадия Райкина провести его за кулисы и представить актрисе.
К тому времени первый муж Серовой погиб. Через месяц после его гибели Валентина Серова родила сына, которого назвала в честь отца – Анатолием.
Серова уже снималась в кино, но фильмы, принесшие ей всенародную любовь и известность – «Сердца четырёх», «Девушка с характером», «Жди меня», – были ещё впереди. Впереди были и долгие-долгие годы забвения…
Сердца четырёх
Симонов увлёкся кинозвездой не на шутку. Пошли цветы, записки. А вскоре они стали жить вместе. Правда, официально оформлять свои отношения они не торопились. Он посвящал ей стихи. Стихов было много. Позже они переросли в целый цикл «С тобой и без тебя». «Жди меня» стало самым знаменитым из этого цикла.
Вот только ждать, как признавалась мне в разговоре дочь актрисы – Мария Симонова, Серова как раз и не умела. И слова «Просто ты умела ждать, как никто другой» были для Симонова, скорее всего, убеждением самого себя «в том, во что он хотел верить и верил с присущим ему упрямством»…
…Весной 1942 года Серова вместе с концертной бригадой выступала перед пациентами госпиталя. В одной из его отдельных палат лежал будущий маршал Советского Союза 46-летний Константин Рокоссовский. Серову попросили выступить перед ним. Это знакомство оказалось роковым для актрисы – она влюбилась.
Правда, светлого будущего у этого чувства быть не могло. Рокоссовский имел жену и дочь. Конечно, кремлёвские руководители сквозь пальцы смотрели на фронтовые увлечения своих полководцев. До этого Рокоссовский встречался с роскошной блондинкой – врачом-хирургом. Но связь с известной актрисой, естественно, была более заметной.
И тогда Валентина Серова решила зарегистрировать свой гражданский брак с Константином Симоновым. Тот знал о романе с Рокоссовским, но попытался простить женщине, которую безумно любил, эту маленькую измену.
Свадьбу справляли на квартире у Симонова, куда он для шика пригласил официантов из «Метрополя».
«Атмосфера должна быть домашняя, – говорил Симонов, – но перемена блюд должна производиться профессионально». В тот вечер он пил шампанское из её туфли и вообще – гусарил. Ей нравилась лихость, а он умел быть лихим…
Жили знаменитые супруги в роскошной квартире на улице Горького. Жизнь была поставлена на широкую ногу – две домработницы, серебристый трофейный «Виллис» с открытым верхом, который Серова сама водила, шумные застолья, которые собирали весь московский бомонд…
«Поначалу отцу даже нравилось, когда мама слегка выпивала, – рассказывала нам их общая дочь Мария. – В ней появлялась эдакая удаль, блеск в глазах. Потом это превратилось в болезнь. И когда она выпивала, в ней уже не было никакого очарования. В трезвом виде мама была прекраснейшим и милейшим человеком. Но в пьяном превращалась в монстра».
Может быть, любовь к Рокоссовскому действительно так сильно опалила её сердце, что без неё Серова чувствовала себя опустошённой. А тут ещё и время её романтических героинь начало постепенно отступать… Блистательная красавица сломалась. Настоящей «девушки с характером» из неё не получилось.
В 1950 году у Симоновых родилась дочь Мария. Серова тогда уже была серьёзно больна. Когда девочке было семь лет, родители разошлись.
«Мы жили часто трудно, неприемлемо для человеческой жизни, – писал Симонов своей жене в одном из писем. – Потом ты стала пить… Я постарел за эти годы на много лет и устал, кажется, на всю жизнь вперёд».
Ему так хотелось покоя. И он женился на женщине, которая была полной противоположностью Серовой, смогла обеспечить ему покой и дать возможность работать.
Новая жена сразу же поставила условие, чтобы ни Серовой, ни её дочери в доме не было. И Симонов согласился.
Жди меня
Годы после развода были для Серовой неимоверно тяжёлыми. Долгие изнурительные курсы лечения давали очень слабый результат. Проблем добавлял и её старший сын Анатолий – хронический алкоголик, чудом избежавший тюрьмы. Вдобавок мать Серовой в расчёте на симоновские алименты пыталась лишить свою дочь родительских прав.
Благодаря усилиям врачей на какое-то время Серову удалось поставить на ноги. Но потом болезнь снова взяла своё.
Некогда всенародно любимая актриса осталась совершенно одна. От неё все отвернулись. И немалую роль в этом сыграл Симонов, который наложил запрет на имя бывшей жены. Он просто не хотел больше слышать такого имени!
На 40-летии Ленкома, театра, в котором Серова проработала много лет, о ней никто не вспомнил. А ведь она переиграла почти весь репертуар театра, играла во всех симоновских пьесах!
Но на многочисленных стендах, посвящённых юбилею, не было ни одной фотографии Валентины Серовой, а на афишах, расклеенных повсюду, – ни одного упоминания её имени!
Она никуда не могла устроиться на работу. Ни один театр не открывал ей двери, ни в одной газете о ней не писали, ни на один юбилей не приглашали. Для Серовой то, что её отрезали от театра и кино, было настоящей катастрофой. И ей оставалось только одно – искать спасения в той болезни, от которой она и погибла.
«Мне очень обидно и больно, что мой замечательный, мой красивый, умный отец, которого я безумно люблю, так повёл себя по отношению к своей любимой женщине, – признавалась мне в своё время Мария Симонова. – Если мужчина любит, он должен уметь прощать. Даже если женщина его любит не настолько, насколько мужчине хотелось бы. Нужно уметь любить так, чтобы предательства не было…»
…Последние годы своей жизни Серова влачила поистине жалкое существование. Денег на выпивку постоянно не хватало. Она распродавала свои личные вещи.
Её одиночество делил постановщик одной из киностудий, который был намного младше актрисы. С ним она выпивала, ему доверяла свои тайны и даже читала дневники, которые писала в течение нескольких лет.
Летом 1975 года от алкоголизма умер её 36-летний сын Анатолий. А через полгода ушла из этой жизни и сама Валентина Серова – легенда, одна из самых женственных актрис нашего кинематографа.
Умерла она, по словам Марии, одна в пустой, обворованной спаивающими её проходимцами квартире, из которой вынесли всё, что поддавалось переноске вручную.
Константин Симонов умер через четыре года после неё. За полгода до смерти он попросил дочь привезти ему архив матери.
«Когда отец прочитал свои письма, он мне сказал: «Знаешь, прошло столько лет, и вот сейчас, когда я прочитал эти письма, у меня такое ощущение, что не было тех лет, что я по-прежнему там, в 1942 году. И вся наша любовь, которая была, она есть до сих пор», – рассказывала Мария.
…Эта Любовь останется жить навсегда в пламенных посвящениях Поэта своей Музе… Любовь Советского Союза…
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, почему распался идеальный брак Моники Беллуччи.