Как Фёдор Шаляпин встретил в Нижнем Новгороде свою судьбу
Газета "Новое дело" №5 от 09.02.23
Подписка на газетуВеликий певец Фёдор Шаляпин, чьё 150-летие страна будет отмечать 13 февраля, был натурой масштабной и противоречивой. Сын простого крестьянина, он покорил вершины оперного искусства. Славился своей скупостью и при этом щедро отдавал деньги на благотворительность. Был без ума от своей красавицы-жены, родившей ему шестерых детей, но завёл вторую семью. А началась эта необычная история любви в Нижнем Новгороде…
Пой-мальчик
Первый раз Фёдор Шаляпин приехал в Нижний Новгород в 1896 году в статусе подающей надежды молодой оперной звезды. За плечами 23-летнего певца уже был богатый жизненный опыт.
Шаляпину пришлось пробиваться с самых низов. Он родился в Казани в семье простого крестьянина Ивана. Глава семейства работал писцом в местной управе, пропивал жалованье, дебоширил, поколачивал жену и детей.
На счастье юного Шаляпина, сосед-регент, услышав, как маленький Федя подпевает матери, взял его в хор и научил читать ноты. Вскоре у 12-летнего мальчишки появились даже первые заработки. Правда, прослушивания в хор Казанского театра 15-летний Шаляпин с треском провалил из-за ломавшегося голоса. Вместо него взяли какого-то долговязого 19-летнего юношу с характерным «окающим» говором. Как позже выяснится, это был Максим Горький, который в ту пору жил в Казани. То, что соперники станут вскоре лучшими друзьями, оба и представить не могли.
В 17 лет Шаляпин, прибавив себе два года, прорвался на прослушивание к антерпренёру Семёнову-Самарскому, который набирал труппу в Уфимскую оперетту. Так начался его долгий период скитаний.
Проекты прогорали, он менял одну за другой театральные труппы и города, жил впроголодь, хватался за любую работу и в конце концов оказался в Тифлисе. Без денег и перспектив Шаляпин был уже на грани отчаяния, когда случайно узнал, что здесь преподаёт бывший солист Императорских театров, профессор Дмитрий Усатов. Он заявился к нему домой и убедил организовать прослушивание. В итоге Усатов не только взял его к себе в ученики, но и назначил стипендию из собственного кармана в 10 рублей, а затем, обучив всему, отправил в Москву.
Там-то Шаляпина и прослушал знаменитый меценат Савва Мамонтов. Он пригласил Фёдора Ивановича в свою труппу Московской частной русской оперы, пообещал хорошее жалованье при единственном условии – нужно было провести лето на гастролях в Нижнем Новгороде.
Так Шаляпин и оказался у нас…
Нижний ближний
Он снял комнатку «у какой-то старухи на Ковалихе». Жизнь в городе тогда кипела – намечалась XVI Всероссийская художественно-промышленная выставка. По этому случаю в Нижнем Новгороде завершилось строительство нового городского театра на Большой Покровской. Театр открылся 15 мая оперой Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), главную партию в которой исполнял Шаляпин.
Затем в театре были поставлены почти все оперы классического репертуара, в том числе «Евгений Онегин», «Фауст», «Аида». Он пел первые басовые партии.
Позже Шаляпин признавался, что именно на нижегородской сцене по-настоящему впервые раскрылся его талант. А кроме того, здесь он встретил свою любовь.
Тем же летом Савва Мамонтов пригласил в Нижний Новгород и труппу итальянского балета. Из шумной толпы Шаляпин сразу выделил хрупкую брюнетку с огромными глазами и мелодичным именем Иола Торнаги. Внимание высокого белокурого русского богатыря её очень смущало, вдобавок она не знала русского, а он – итальянского. Пришлось общаться на языке жестов. Но постепенно Иола привыкла к его опеке и вниманию. В холодном российском климате девушка заболела, и Шаляпин носил ей куриный бульон и красное вино. «Эх знал бы я итальянский, сделал бы ей предложение», – признавался он Мамонтову.
Однажды Иола пришла на репетицию «Евгения Онегина». Загримированный Шаляпин запел знаменитую арию, переиначив слова: «Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги!». Услышав свою фамилию, девушка удивлённо посмотрела на сидевшего рядом Мамонтова. «Это он вам в любви признался», – улыбнулся меценат. После этого он выкупил контракт Торнаги и окончательно переманил Шаляпина в своей театр.
Свадьба певца и балерины состоялась спустя два года в имении самого Мамонтова. У многих знакомых эта затея вызывала скепсис – Фёдор Иванович славился своей любовью к хорошеньким девушкам. Но, кажется, он и сам в ту пору верил, что сможет прожить всю оставшуюся жизнь лишь с одной.
Поначалу всё и правда шло гладко. Ради русского гения сцены Иола оставила солнечную Италию, карьеру балерины и сосредоточилась на домашнем хозяйстве. Шаляпин души не чаял в жене и детях. Когда их первенец Игорь умер от аппендицита, он чуть не сошёл с ума от горя. Но оставались дочки Ира и Лида. Потом на свет появился сын Борис, близнецы Татьяна и Фёдор.
Он любил проводить время с семьёй перед концертами. Но затем надевал модный фрак, щегольские туфли, яркий галстук и устремлялся туда, где можно было вкусно поесть, выпить и сыграть в карты. И где, конечно, были женщины. Одна из них – богатая петербургская вдова Мария Петцольд неожиданно задержалась в его жизни надолго.
Не просто Мария
Они познакомились в 1906 году на скачках. «Знаете, Фёдор Иванович, а я вас люблю!» – прямо сказала ему 24-летняя красавица. 33-летний Шаляпин только отшутился: «Эка невидаль! Вся Россия в меня влюблена!» Но Мария Петцольд лишь многозначительно улыбнулась: «Судьба вы моя».
С тех пор она появлялась всюду, где был он. В театре, на гастролях, на светских приёмах – везде он ловил на себе её влюблённый взгляд. Шаляпин и сам, кажется, не заметил, как весь его быт вне семьи оказался под контролем Марии: она создавала уют в его гримёрке, следила за питанием и режимом дня.
Иола изнывала от ревности, но ждала его дома. Мало ли в его жизни было увлечений. Но в этот раз дело оказалось серьёзней.
На гастролях в Париже они поселились в одной гостинице. Днём гуляли по городу, а вечером запирались в номере.
Вести двойную жизнь становилось всё мучительнее – Шаляпин бежал из дома на гастроли в Европу, потом Америку. И везде его сопровождала Мария.
Новость о её беременности стала для него оглушительной – ведь он же предупреждал, что никогда не оставит семью и детей. Но снова получилось так, как хотела Петцольд: на свет появилась их общая дочь Марфа, затем ещё одна. Шаляпин жил буквально на разрыв.
Прервать эти мучения решила Иола. «Я всё знаю, – сказала она мужу. – Я тебя отпускаю, но развода не проси».
Каких усилий стоило ей это решение – остаётся только догадываться. Но теперь Шаляпин смог жить с Петцольд в открытую. Хотя оставаться в СССР ему становилось всё сложнее – звезда оперы никак не мог приспособиться к новой власти. Любящий роскошь Шаляпин воспринимался многими как буржуй. О его скупости ходили легенды – гонорары Фёдор Иванович просил порой заоблачные. Но при этом по приглашению Горького Шаляпин принял участие в трёх концертах в Нижнем Новгороде, гонорары от которых пошли на строительство Народного дома. Шаляпин же спел и на его открытии. Сейчас в этом здании расположен оперный театр.
В 1930‑х годах Фёдор Иванович уехал в эмиграцию. С ним была его верная Мария, Иола осталась в Москве. В конце концов, он оформил развод с первой женой – западная общественность его свободной жизни с Марией не одобряла. Вдобавок он должен был заботиться и об их общих детях, и о детях Марии от первого брака.
Он неоднократно давал зарок покончить с изматывающей гастрольной жизнью, но так и колесил по странам и континентам, чтобы поддерживать двух своих любимых женщин и десятерых детей. В 1938 году Шаляпин скончался от рака крови – он сгорел буквально за полгода. И Мария, и Иола дожили до глубокой старости, пронеся через всю жизнь свою любовь к великому русскому гению сцены, которой он оставался верен до конца.
Лариса Плахина
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, почему ни одна из жён Вячеслава Тихонова не сделала его счастливым.