Как мошенники крадут деньги пенсионеров
Газета "Нижегородская правда" №3 от 19.01.2022
Подписка на газетуЧаще всего жертвами мошенников становятся доверчивые люди преклонного возраста. Они практически безоговорочно верят тем, кто знает их имя, телефон и показывает удостоверение. Мошенники, в свою очередь, придумывают всё более изощрённые схемы обмана, вытягивая из людей десятки, а то и сотни тысяч рублей. Мы расскажем о самых опасных схемах обмана и о том, как уберечь свои кровно заработанные.
Замена счётчиков
Как это работает. Представители нечистоплотных контор разбрасывают в почтовые ящики извещения и предупреждения, в которых сообщают, что срок поверки счётчиков истёк. Они настойчиво рекомендуют позвонить по указанному телефону и сделать поверку прибора учёта либо заменить его. Чтобы испугать собственников жилья, мошенники ссылаются на указы и постановления Правительства России, пишут о штрафных санкциях. Чтобы ввести в заблуждение, маскируют листовки под коммунальные квитанции, а названия для своих контор подбирают такие, которые внушают доверие. Например, «единая городская служба», «единая информационная служба».
На самом деле. Это частные конторы просто навязывают свои услуги. Сведения о дате последней поверки имеются в паспорте прибора учёта. Штрафы за несвоевременную поверку не предусмотрены!
Чем грозит. Потребители не только платят за замену исправного прибора. На них ещё ложится ответственность за его незаконную замену, потому что происходит срыв пломбы. По законодательству это расценивается как вмешательство в работу прибора учёта – составляется акт о безучётном потреблении, из-за чего потребитель может понести двойные расходы.
Перенос счётчика
Как это работает. Убеждают жителей частного сектора в том, что счётчик электроэнергии установлен не по правилам. Якобы по новому закону прибор должен находиться на фасаде дома, в противном случае – штраф. За перенос счётчика берут 10 тысяч рублей.
На самом деле. Данная информация не соответствует действительности – законодательство не обязывает потребителя переносить счётчик из дома на фасад.
Чем грозит. Собственники платят деньги за перенос счётчика. Кроме этого мошенники срывают пломбу, из-за чего потом потребителя обвиняют во вмешательстве в работу прибора, за что грозит штраф. Квартирный прибор не приспособлен для работы на улице, а потому он быстро выходит из строя.
Установка сигнализатора загазованности
Как это работает. Мошенники представляются сотрудниками Горгаза и предлагают установить газовый анализатор. В случае утечки газа этот прибор предупредит об опасности, – разъясняют незваные гости. За копеечное устройство требуют от 7000 до 40 тысяч рублей.
Также мошенники могут убеждать собственников квартиры в необходимости замены газового шланга, установке нового газового оборудования. Мало того, что в этом, как правило, нет необходимости, услуги предлагают по баснословным ценам.
На самом деле. Работники «Газпром газораспределение Нижний Новгород» проводят техническое обслуживание внутридомового газового оборудования только по предварительному согласованию с абонентом. Компания не практикует заключение договоров на установку и замену газового оборудования вне офисов. А плата за услугу никогда не передаётся в руки представителю компании.
Чем грозит. Трата денег часто на ненужные услуги и приборы. Кроме этого люди подвергают себя опасности, потому что в большинстве случаев такие мастера не имеют никакого отношения к газовой службе и не обладают необходимыми знаниями.
Окна заказывали
Как это работает. Чтобы навязать свои услуги, мошенники либо разбрасывают информационные листовки в почтовые ящики, либо навязывают свои услуги по телефону. Они сообщают, что стартовала акция, и поменять окна, отремонтировать их можно по весьма демократичной цене. Льготные условия они объясняют госпрограммой для пенсионеров.
На самом деле. Никаких льготных государственных программ по замене и ремонту окон не существует.
Чем грозит. В итоге фирмы-однодневки набирают заказов, собирают предоплату, а потому исчезают вместе с деньгами.
Проверка качества воды
Как это работает. Любители лёгкой наживы ходят по квартирам, представляются сотрудниками Роспотребнадзора или «Водоканала» и предлагают проверить качество воды. Попав в квартиру, мошенники демонстрируют ужасное качество воды, которая течёт из крана, затем применяют фильтр, и вода становится кристально чистой. Дальше следует развод на приобретение фильтра.
На самом деле. «Водоканал» и Роспотребнадзор не занимаются вопросами установки и замены фильтров, а также обследованием внутридомовых коммуникаций.
Чем грозит. Приобретением фильтров, часто не лучшего качества, по завышенной цене.
Вам подарок к празднику
Как это работает. Накануне праздников в квартиры пенсионеров начинают наведываться якобы представители соцзащиты. Они сообщают о том, что государство приготовило подарки, и достают дешёвые настенные часы, миксеры, утюги. Цена на эти бытовые приборы – копейки, но выглядят коробки внушительно. После чего пенсионеру сообщают, что надо заплатить налоги.
Суммы варьируются от 5 – 6 тысяч рублей до десятков тысяч. Таким же образом пожилым людям продают дешёвые медицинские приборы.
На самом деле. Никакие подарки, предназначенные для ветеранов, тружеников тыла, участников войны, инвалидов, не облагаются налогами.
Чем грозит. Приобретение товаров низкого качества. Человек платит в разы больше, чем на самом деле стоят «подаренные» вещи.
Деньги с паспорта
Как это работает. Мнимые представители соцзащиты сообщают, что пенсионеру положена материальная площадь. Но вот проблема – купюры только крупные. Человек соглашается разменять, отдав настоящие деньги мошенникам, а взамен получив фальшивые купюры.
Иногда пожилого человека просят отдать паспорт, якобы стартовала программа их замены. Документ нужен, чтобы взять на человека кредиты.
На самом деле. Паспорт меняется в 20 и 45 лет. Вся материальная помощь, дополнительные выплаты к праздникам либо поступают на карту, либо доставляются вместе с пенсией.
Чем грозит. Потерей собственных средств.
Прибавка к пенсии
Как это работает. Заполучив базу данных, мошенники начинают рассылать именные обращения пенсионерам якобы из Пенсионного фонда. В письмах они указывают адрес и телефон, куда можно обратиться. Как только человек обращается по указанному адресу, ему объясняют, что он имеет право на существенную прибавку к пенсии. Приятные и респектабельные люди обещают, что всё оформят сами. В итоге пенсионер подписывает договор и оставляет кругленькую сумму за услуги.
На самом деле. Все вопросы по пенсии следует решать только в Пенсионном фонде. Ни в какие липовые филиалы обращаться не следует, деньги за услуги никто не берёт.
Чем грозит. Через пару дней фирма, собрав деньги с нескольких доверчивых пенсионеров, исчезает.