Как не купить подделку на торговых площадках в интернете?
После того как крупные зарубежные бренды стали покидать российские торговые площадки, потребители маркетплейсов чаще жалуются на то, что вместо брендов приобретают контрафакт. В свою очередь торговые площадки обещают покупателям бороться с поддельной продукцией, даже применяя искусственный интеллект.
От кофе до техники
Если исходить из данных исследования BrandMonitor за 2020 год, то прежде подделки куда чаще можно было купить офлайн. Судите сами: на поддельные кроссовки в офлайне приходилось 60%, в онлайне – 40%. Детские игрушки: офлайн – 84%, онлайн – 16%. Зарядные устройства – 70% и 30% соответственно. Ещё для сравнения: из 100%, выявленной контрафактной косметики 69% продавалось в офлайне и только 31% – онлайн.
Постепенно контрафактная продукция стала перетекать на интернет-площадки. И причина тому – не только уход брендов с российских рынков. За торговлю контрафактом на маркетплейсах модераторы могут удалить товар с площадки или заблокировать продавца. А вот при выявлении продукции на прилавках магазинов можно заплатить солидный штраф, а то и стать фигурантом уголовного дела.
Историй о покупке контрафакта в интернете на форумах предостаточно.
«Комбинезон заказала – ужас, как будто слепые в подвале шили.., сразу было понятно, что от фирмы там только название», – поделилась пользователь Джулия.
«Лично не сталкивалась, но в отзывах встречала, например, кофе, который там был несколько дешевле, чем в магазинах, по отзывам – подделка, даже клапана в пачке не было. Поэтому я его там и не заказала», – рассказала ещё одна участница форума.
«Джинсы, спортивка – точно уверена, что подделки, так как заказывала уже свои проверенные модели, и разница колоссальная», – написала участника форума Либретта.
Получается, подделывают всё – от кофе и игрушек до одежды, обуви и техники.
Устроили проверку
Конечно, всё не так просто. Любая торговая площадка всё же запрашивает необходимые документы и устраивает проверки, но мошенники используют разные уловки и махинации, чтобы выставить контрафакт. Подделывают документы, не заполняют поле с названием бренда и так далее.
И вот на прошлой неделе прозвучала информация Минпромторга о выявлении поддельной продукции на крупнейшей торговой площадке. В качестве примера сбыта контрафактной продукции в Минпромторге привели продажу рецептурных препаратов, БАДов и массовые случаи реализации контрафактной обуви. В Минпромторге также акцентировали внимание на многочисленных жалобах как от потребителей, так и от сообществ, например, Союза кожевников.
Представители маркетплейса незамедлительно начали принимать меры, а также отметили, что всегда противодействуют появлению сомнительной продукции.
«Совместно с Минпромторгом, ФАС и другими ведомствами мы противодействуем появлению сомнительной продукции на российском рынке. Давно отлажена модель работы с брендами, мы эффективно отсеиваем некачественную продукцию», – прокомментировали в Wildberries.
Кроме этого в компании сообщили, что разрабатывают автоматизированную систему выявления контрафакта на основе искусственного интеллекта, которая повысит эффективность работы на этом направлении.
Дешевле отдадите?
В свою очередь Ozon договорился с Минпромторгом о том, что при поставке товара компания будет запрашивать и проверять у продавцов всю информацию и необходимые разрешительные документы, в том числе права на товарный знак.
Активно работают в борьбе с контрафактом и другие компании, торгующие онлайн.
При этом самим покупателям не стоит терять бдительности. Приобретая товар, детально сравнивайте фото оригинала с изображением на маркетплейсе, сверяйте название товара и его описание, читайте отзывы о продукции от других пользователей, запрашивайте у маркетплейса через личные обращения сертификат соответствия на товар, ну и, конечно, не гонитесь за дешевизной. Брендовая вещь не может стоить слишком дёшево.