Как нижегородцы дали стране бумагу, картон и не только
Газета "Нижегородская правда" №45 от 02.08.23
Подписка на газету«Громаднейшее новое предприятие, не имеющее себе подобных в СССР», – так «Нижегородская коммуна» написала о Балахнинском Бумстрое – целлюлозно-бумажной фабрике, открытие которой стало событием для всей страны. Это случилось 95 лет назад. Тогда же, в августе 1928 года, в Балахне открыли ещё и картонную фабрику. Кроме того, в губернии решили строить ещё несколько предприятий. Рассказываем, как регион набирал промышленную мощь.
Встали в «строй»
В начале 1920‑х годов с бумагой в стране была не то что напряжёнка, а гораздо хуже. Её за огромные деньги покупали в Финляндии, Германии, Швеции, а между тем на печатание газет, книг, документов и так далее бумаги требовалось всё больше.
В 1925 году был готов план: за пять лет построить девять целлюлозно-бумажных фабрик. И для одной из них место уже нашли: возле деревни Курза в районе Балахны. Унженский лесной массив, Волга как удобный сплавной путь, железная дорога, уже заработавшая в Балахне электростанция – всё рядом. На том и порешили.
«На фабрике будет занято 1540 человек, не считая сезонных рабочих», – прозвучало на заседании президиума Губисполкома 19 декабря 1925 года. Оно было посвящено как раз грядущему строительству предприятия. Рассказывая о заседании, «Нижегородская коммуна» сообщила, что при фабрике возведут образцовый посёлок на 2,5 – 3 тысячи жителей – будущий Правдинск.
«Начало строительства намечается в последних числах декабря и с расчётом, чтобы фабрика была пущена к 1 мая 1928 года», – сообщила «Нижегородская коммуна». При этом подчёркивалось: «опасения, что водосточные воды фабрики будут вредно отражаться на фауне и здоровье населения Балахнинского района, недостаточно обоснованы и преувеличены».
Управляющим Бумстроем назначили Ивана Колотилова. Работа закипела. В ноябре 1927 года газета уже писала: «На обрывистом, теперь неузнаваемом берегу, выложенном плитками бутового камня, – вся в лесах, освещённая яркими фонарями, высится громадная, ажурная из камня и железа – постройка», а также «выстроились аккуратными рядами новые, оригинального стиля рабочие домики» на две и четыре квартиры.
Без единого обрыва
На строящийся промышленный гигант поставили немецкое и американское оборудование. Однако пустить предприятие к 1 мая 1928 года всё же не удалось. «Сроки ломаются без конца», – сетовала «Нижегородская коммуна» в начале августа, призывая повысить на строительстве дисциплину, а то, мол, доходит до того, что рабочие на лесной бирже, где кругом сухой смолистый лес и щепа, «спокойно раскуривают табак», а к оборудованию, за которое уплачено тысячи золотом, относятся без должной аккуратности.
Но несмотря на все сложности, долгожданный день был уже не за горами. «25 августа в 11 часов 30 минут была произведена пробная загрузка бумажной машины древесной массой», – рассказала газета. К вечеру был получен рулон бумаги весом до четырёх тонн. Ещё один пуск провели в ночь с 29 на 30 августа, на большей скорости. Через шесть часов было готово три рулона по четыре тонны, причём последний – «без единого обрыва бумажной ленты», и это было победой.
В общей сложности получился вагон газетной бумаги. «В ближайшем будущем «Нижегородская коммуна» и ряд других газет, выходящих сейчас на заграничной бумаге, будут печататься на бумаге советского производства», – торжественно заключила газета.
Вошло в историю
В августе юбилей ещё у одного предприятия, о строительстве которого много писала наша газета: 65 лет назад пустили Ново-Горьковский нефтеперерабатывающий завод в Кстове.
«Трудно переоценить значение этого события для дальнейшего развития экономики Горьковской области и всей страны», – рассказывала
«Горьковская правда».
23 августа 1958 года на торжественном митинге разрезали алую ленту, и паровоз с завода отправился в путь.
«Первый маршрут цистерн с грузом в 1420 тонн котельного топлива предназначен для предприятий Павлова и Навашина», – сообщила газета.
Укрощение машины
Параллельно шли работы на Картонстрое. Фабрику начали возводить в 1925 году на окраине Балахны, и будущие цеха поднимались буквально на глазах – строительство под руководством технического директора Ивана Уса велось практически круглосуточно.
«Картонстрой – это ряд высоких, обширных каменных корпусов, выросших за последние два года на берегу Волги», – писала «Нижегородская коммуна» в июле 1928 года.
Начались испытания поставленного из Германии оборудования, однако не всё получалось. Немецким специалистам даже пришлось приезжать и разбираться на месте.
5 июля выпустили партию белого картона хорошего качества, а потом дело опять застопорилось. Оборудование запускали снова и снова. «Около машины – груды негодного сырого и сухого картона, – описывала газета. – Женщины на носилках таскают брак в склад».
Однако вскоре с капризами оборудования справились. В августе машина стала вырабатывать до 9 тонн картона в смену, и фабрику признали пущенной в эксплуатацию.
Пережив почти за век различные периоды в своей истории, и картонная фабрика, и бумкомбинат продолжают успешно работать.
Тем временем
На Нижегородскую губернию у руководства страны были большие планы. Летом 1928 года на Мызе начались изыскания – решили строить радиозавод. Газета сообщила, что на предприятии будут изготавливать радиостанции различного типа, в том числе такие, через которые можно будет осуществлять связь пароходов с берегом, поездов на железной дороге, связь экспедиций. Так начиналась история будущего завода имени Фрунзе.
А 29 августа того же 1928 года газета рассказала, что утверждён эскизный проект завода силикатного кирпича в Растяпине, и Нижгубсовнархозу разрешено немедленно приступить к подготовительным работам.
Завод заработает в марте 1930 года и даст так остро необходимый губернии строительный материал. В Дзержинске строительство пойдёт в основном из
этого кирпича.
А впереди были ещё более масштабные события: пуск автомобильного, авиационного заводов. Нижегородская область становилась одним из ведущих
промышленных регионов страны.