Как сильно может подорожать фастфуд в ближайшее время?
Газета "Новое дело" №41 от 19.10.23
Подписка на газетуВ ближайшее время фастфуд, считающийся одним из самых дешёвых перекусов, может серьёзно подорожать. С начала октября в России ввели новый налог на бургеры. Это налог на добавленную стоимость (НДС) для фастфуда, который составляет 20%. Распространяется он не только на бургеры, но и на другие быстрые перекусы, такие как сандвичи и пицца. Подорожают ли они так сильно, что перестанут быть доступным перекусом? Сможет ли шаурма перебить фишку бургеров? Мы попытались в этом разобраться.
Лиха еда начало
Бургеры и пицца – неотъемлемая часть каждого фудкорта. В торговых центрах за посетителей конкурируют «Вкусно – и точка» и «Бургер Кинг», а также многочисленные пиццерии, которые находятся рядом друг с другом. Это не говоря об отдельных небольших пиццериях и бургерных, таких как «Мир пиццы» или «Салют».
Раньше продукция, которую они производили, относилась к «хлебу и хлебобулочным изделиям». На эту категорию распространялся НДС 10%. Но теперь в общероссийском классификаторе появилось новые строчки, среди них: сэндвичи, гамбургеры, чизбургеры, пицца (в том числе замороженная) и другая готовая еда. По новой классификации они облагаются налогом на добавленную стоимость в размере 20%. Это значит, что затраты компаний, занимающихся продажей фастфуда, вырастут на 10%, что, разумеется, повлечёт и рост цен.
На подобных изменениях уже давно настаивала Федеральная налоговая служба (ФНС). Она отмечала, что бургеры не могут считаться хлебобулочными изделиями, т.к. содержание хлеба в них составляет менее 5 процентов. Зато в них входит много других ингредиентов, которые стоят иначе, чем хлеб. И вот теперь спор разрешён изменением налога.
Однако, по мнению экспертов, на массовом сегменте рост НДС не скажется, потому что рестораны c оборотом менее 2 миллиардов рублей в год его всё равно не платят.
«Ажиотаж вокруг «бургерного НДС» нагнетается искусственно самими сетями быстрого питания, – рассказал доцент экономического факультета РУДН Александр Арский. – Частота упоминания «бургерного НДС» в медиа уступает только курсу валют и учётной ставке Центробанка. Неискушённые экономисты могут отследить динамику стоимости бургера в трёх крупнейших сетях, она никогда не зависела от инфляции или налогов».
Изменения касаются в основном таких гигантов рынка, как «Вкусно – и точка», Rostic‘s (пришедших на замену KFC) и «Бургер Кинг». Представители этих сетей в России рассказали, что они готовы следовать новым правилам и платить увеличенный НДС. Но пока неясно, будут ли они из-за этого менять свои цены.
Вкусная конкуренция
Дорожать бургеры начали ещё до этих измений. Во «Вкусно – и точка» с открытия повысили цену бургеров на 5 – 10 рублей по сравнению с ценами в «Макдональдсе».
После этого они ещё раз поднимали цены. Так, самый простой чизбургер стоит здесь 78 рублей вместо былых 64 рублей. В «Бургер Кинг» и «KFC» (а также Rostic‘s) цены на такой бургер остались прежними, но в этих кафе он и изначально стоил дороже – 83 и 99 рублей соответственно.
По данным «Чек Индекс» от «Платформы ОФД», в первой половине 2023 года средний чек на фастфуд увеличился на 10% (примерно до 429 рублей). И лидерами подорожания с января по июнь стали как раз бургеры, цена которых выросла в среднем на 10%. Так что новый налог – не главная причина повышения цен.
«Ваш покорный слуга в 2010 году пробовал мороженое в рожке стоимостью 5 рублей, – поделился Александр Арский. – Сейчас оно стоит 39 рублей – продукт за это время подорожал на 750 процентов. Очевидно, что это повышение не имеет ничего общего ни с налогами, ни с уровнем инфляции. С бургером – ситуация аналогичная. Крупные игроки на рынке фастфуда не только маскируют грядущее повышение под необходимость исполнения «тяжкого налогового бремени», но и рекламируют себя, находясь в повестке СМИ».
При этом популярность набирают и другие варианты фастуда – начиная от шаурмы и азиатской кухни (лапша и суши). Они новым налогом облагаться не будут, так как достаточно крупных сетей, продающих шаурму, в России нет.
«Встряхнуть незадачливых экономистов из корпораций с миллиардными доходами смогут их коллеги из Китая и Турции, которым есть что предложить в формате фастфуда и стритфуда на рынке России, – поделился Александр Арский. – Возможно, тогда стоимость бургера (которому привержено не так много потребителей) пойдёт вниз процентов на 30!»
Суши входят в другую категорию, а именно – «блюда обеденные первые мясосодержащие консервированные». Обычно налог на них составляет как раз 20 процентов. Что касается шаурмы, то она пользуется особой любовью и популярностью как во всей стране, так и в Нижнем в частности, поэтому вполне сможет составить конкуренцию бургерам. По данным рассылки «Фидтрэк», только в прошлом году её стали покупать в 23 раза чаще. А пока у бургеров есть конкуренты, слишком задирать на них цены продавцам невыгодно.
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, как выбрать шаурму и не отравиться.