Карьеру Роберта Оппенгеймера погубили женщины-коммунистки
Газета "Новое дело" №37 от 21.09.23
Подписка на газетуДо российских экранов всё-таки добрался фильм «Оппенгеймер». Драматичная история создателя атомной бомбы уже не раз вдохновляла литераторов и кинематографистов. Талантливый учёный, Роберт Оппенгеймер отличался странностями на грани безумия. И вместе с тем был весьма харизматичным и привлекательным человеком, в том числе для женщин. Это и сыграло в его жизни роковую роль.
Физик и лирик
Он родился в состоятельной семье эмигрантов из Германии. Отец Оппенгеймера сколотил состояние на импорте тканей, мать была художницей. И в Роберте как будто переплелись два восприятия мира: практичное, материалистичное и эстетическое.
Они с братом Фрэнком ни в чём не знали отказа. Оппенгеймеры жили в роскошном пентахусе в Нью-Йорке, увешанном картинами Пикассо и Ван Гога. Роберт увлекался литературой, поэзией, философией, но вместе с тем прекрасно разбирался в физике, химии, легко перепрыгивая в школе из класса в класс.
Настоящей страстью для Оппенгеймера стала геология. Подростком он собрал одну из самых богатых коллекций камней в Нью-Йорке. 12-летнего Оппенгеймера даже пригласили выступить с лекцией в местном клубе минералогов. Маститые коллекционеры встретили Роберта недоверчивыми смешками, а провожали бурными аплодисментами.
А вот с ровесниками у него отношения не ладились. Чувствительный, застенчивый, окружённый гиперопекой родителей, Роберт был идеальной мишенью для травли. Сам он называл себя «отвратительно хорошим мальчиком», а товарищи окрестили его немужским прозвищем «Милашка». Однажды в лагере его заперли голым в холодильном помещении, и он провёл так целую ночь. Постепенно он прекратил попытки наладить отношения со сверстниками. «Физика нужна мне больше, чем друзья», – говорил он.
Впрочем, в ту пору он увлекался многими науками. В 18 лет Роберт поступил в Гарвард. Он учил языки, философию, литературу, серьёзно увлёкся химией. Оппенгеймер хотел быть то учёным, то учителем древнегреческого и латыни. Эти метания погрузили его в тяжёлую депрессию. Роберт завидовал тем, кто мог сосредоточиться на чём-то одном и уверенно шёл вперёд. Дошло до того, что он чуть не задушил своего менее способного, но более старательного приятеля, когда тот сообщил Роберту о своей помолвке. В другой раз товарищи застали его катающимся по полу общежития – так он переживал очередной депрессивный приступ.
Но несмотря на все терзания, Гарвард Оппенгеймер окончил досрочно одним из лучших студентов. В Кембридж он перешёл уже с полным осознанием того, что хочет заниматься только физикой. Несмотря на то, что коллеги-учёные сразу оценили его неординарный ум, учёба у него шла негладко. А странностей становилось всё больше.
Учи учёного
Роберту нравилось строить красивые теории, но он совершенно не любил работу в лабораториях и эксперименты. Он считал их «страшной скучищей». Однако правила требовали, чтобы он освоил базовый курс с достаточным количеством практических работ.
На увеличении экспериментальной деятельности настаивап его тогдашний коллега Патрик Блэкетт. И чуть за это не поплатился. Оппенгеймер намазал яблоко ядовитым веществом и оставил его на столе у Блэккета. Профессор, не даром что будущий нобелевский лауреат, почувствовал подвох и яблоко есть не стал. О попытке отравления стало известно администрации Кембриджа.
Благодаря связям отца Роберта дело удалось замять. Однако чтобы остаться в Кембридже, Оппенгеймеру пришлось пройти лечение у психиатра. Тот поставил ему диагноз «раннее слабоумие» и заключил, что дальнейший психоанализ принесёт больше вреда, чем пользы. Так Оппенгеймер и остался со своими странностями.
Но то, что настораживало его коллег, сделало Роберта кумиром студентов. В 23 года он защитил докторскую диссертацию и сам получил право преподавать. Молодёжь валила валом на лекции харизматичного учёного, считая за счастье, если понимала хотя бы половину его лекций. Одеваться, как Оппегеймер, говорить, как Оппенгеймер, думать, как Оппенгеймер – у него появилась масса подражателей. И Роберт охотно делился с молодёжью частичкой своей жизни: после занятий они обсуждали передовые статьи, слушали музыку, устраивали вечеринки с танцами. Оппенгеймер был движущей силой всей этой шумной молодёжной компании. И, конечно же, магнитом, притягивающим девушек.
Взрыв чувств
С Джин Тэтлок Роберт Оппенгеймер познакомился на студенческой вечеринке. Ей было 22, ему – на 10 лет больше. Тэтлок была яркой девушкой с активной жизненной позицией, училась на психиатра и была членом коммунистической партии. Оппенгеймер с интересом относился к её взглядам, хотя сам в компартию не вступал. Он несколько раз делал ей предложение, но она неизменно отвечала ему отказом.
Тем не менее, она продолжала общаться с Оппенгеймером, даже когда он женился.
С будущей супругой Кэтрин Пуенинг учёный также познакомился на вечеринке студентов. Китти изучала ботанику и была замужем уже второй раз. Она тоже интересовалась коммунистическими идеями, абсолютно разделяя их со своим первым мужем, погибшем на гражданской войне в Испании. Второй брак Китти был более степенным – она вышла замуж за врача. Однако благополучная безбедная жизнь была для неё скучна. Кэтрин собиралась разводиться. Тут-то на горизонте и появился Оппенгемйер.
Женить его на себе ей удалось самым тривиальным способом – она забеременела. Сначала сообщила об этом Оппенгеймеру, а потом своему мужу. Они развелись, а уже на следующий день Кэтрин с Робертом сыграли свадьбу. Однако брак с талантливым учёным оказался серьёзным испытанием.
В 1942 году, когда американское правительство узнало о планах нацистской Германии создать атомную бомбу, Оппенгеймеру предложили возглавить «Проект Манхэттен» с аналогичными разработками в США. Для многих было загадкой – почему именно он возглавил команду физиков, среди которых были и нобелевские лауреаты. Говорили, что помимо блестящего ума у Роберта было ещё и умение зажечь других одной идеей, объединить их ради общей цели. Кроме того, он работал в Европе и был знаком с передовыми достижениями немецких учёных. И, наконец, отличался тщеславием, которое подталкивало к самым амбициозным задачам.
Чтобы работать в проекте, Оппенгеймер с женой и сыном переехал на секретную лабораторию в Лос-Аламос. Пока он вершил судьбы мира, Китти пришлось забросить карьеру – она родила двоих детей, работала лаборантом. Но отсутствие самореализации и муки ревности подтачивали её душевное спокойствие. Кэтрин имела репутацию очень жёсткой женщины, любившей приложиться к алкоголю.
Справедливости ради, её подозрения были не беспочвенны. Во-первых, Роберт продолжал иногда тайно встречаться с Джин Тэтлок. Во-вторых, у него была ещё одна близкая подруга – психолог Рут Толман. Оппенгеймер хорошо знал её и её мужа – математика Ричарда. У них с Рут сложилась крепкая дружба. Доподлинно неизвестно, был ли у Рут и Роберта роман, но он частенько обращался к ней за советом и поддержкой.
А они были нужны ему всё чаще и чаще. Сначала трагически ушла из жизни Джин Тэтлок. По официальной версии, будучи психиатром, она сама страдала от тяжёлой депрессии, с которой не справилась и покончила с собой. По неофициальной – к её уходу могли приложить руки американские спецслужбы, которым не нравилась коммунистка в окружении разработчика атомной бомбы. Как бы то ни было, эта трагедия подкосила Роберта.
Да и сама работа над Манхэттенским проектом не принесла ему удовлетворения. Радость триумфа после успешных испытаний первой ядерной бомбы быстро сменилась разочарованием. Учёные, которые надеялись, что их изобретение положит конец всем войнам, поняли, что это открытие привело к новым жертвам и гонке вооружений. Вскоре после того как были сброшены бомбы на Хиросиму и Нагасаки, Оппенгеймер пошёл к президенту Гарри Трумэну со словами «У меня все руки в крови». «У него и половины нет той крови, что у меня на руках!» – негодовал потом президент. Он был разочарован позицией Оппенгеймера. Учёный стремительно терял доверие властей. Роберту и его жене припомнили связи с коммунистами и лишили доступа к секретной информации.
Он продолжал заниматься наукой, поддерживал молодых учёных, много размышлял об ответственности науки. Купил спартанский домик на острове и часто плавал с дочерью на яхте. А ещё много курил. В конце 1965-го у Оппенгеймера обнаружили рак гортани, через полтора года его не стало.
Этот противоречивый человек оставил неоднозначный след в истории. Не оставив сомнений в главном – редком уме и таланте, которые стали его благословением и проклятием.
Лариса Плахина
Ранее Pravda-nn.ru рассказал, как инженер Шухов разбил сердце жене Чехова.