Кого из своих жён Эльдар Рязанов любил больше всего
Газета "Новое дело" №46 от 24.11.22
Подписка на газетуВ канун 95-летия Эльдара Рязанова на большие экраны вновь выпустили картину «Вокзал для двоих». Он считал его третьми фильмом своей трилогии о любви после «Иронии судьбы» и «Служебного романа». Впрочем, в реальности о любви говорилось практически в каждом его фильме – пронзительно и доверительно. Возможно, потому, что в жизни самого Рязанова именно любовь играла главную роль.
Служебный роман
Со своей первой женой, однокурсницей Зоей Фоминой, Рязанов познакомился ещё в конце 40‑х, во время учёбы во ВГИКе. Она была старше на три года. Но юный Рязанов влюбился в неё практически сразу. Зоя покорила его сочетанием дисциплинированности, аккуратности ума и компанейского характера.
Первое время, особенно после рождения дочери, чтобы прокормить семью, будущей легенде кинематографа приходилось мотаться по киноэкспедициям. Рязанов в ту пору работал в студии документальных фильмов.
В документалисты он подался, чтобы самому снимать кино. Художественных фильмов тогда снимали мало, и выпускникам ВГИКа в игровом кино в лучшем случае светила работа ассистентов. Шансов получить самостоятельную художественную постановку не было.
Однако в 1955 году, после смерти Сталина, правительство приняло решение резко увеличить количество художественных фильмов: снимать их было некому – студии просто не обладали таким количеством режиссёров. Тогда-то и загорелась звезда Эльдара Рязанова.
Директор «Мосфильма» Иван Пырьев искал режиссёра для съёмок новогодней комедии. Желающих было немного. Тот же Рязанов четыре раза отказывался, но Пырьев настоял. Так в результате страна обрела «Карнавальную ночь» – фильм, на долгие годы ставший главной новогодней картиной Советского Союза, а сам Рязанов получил известность и признание.
Говорят, что на этих съёмках между ним и исполнительницей главной роли, Людмилой Гурченко, которую Рязанов поначалу не хотел утверждать, завязался роман. Правда, после окончания работы он сошёл на нет. Однако тёплые отношения между режиссёром и актрисой сохранились на долгие годы.
Впрочем, за Рязановым никогда не водилось славы режиссёра, волокущего своих актрис в постель. Поэтому ни о каких других его служебных романах ничего не известно. Кроме одного.
Зигзаг удачи
Во время работы над «Иронией судьбы» Эльдар Рязанов познакомился с редактором «Мосфильма» Ниной Скуйбиной. Она была вдовой известного тогда режиссёра Владимра Скуйбина, снявшего фильм «На графских развалинах». Ему было всего 27 лет, когда врачи обнаружили неизлечимую болезнь, вызывающую атрофию мышц. Нина до последнего ухаживала за парализованным мужем. А после его смерти пять лет не смотрела в сторону мужчин. Но встреча с Рязановым перевернула всю её жизнь.
Их тайный роман длился два года. Но буквально накануне серебряной свадьбы с первой женой Эльдар Рязанов собрал всё-таки все свои книги и ушёл к Нине.
По словам друзей, она была бесконечно предана своему известному мужу. Жена близкого друга Рязанова Василия Катаняна (эта фамилия не раз будет звучать в его комедиях) Ирина вспоминала, что Нина никогда не позволяла себе высказать какое-либо недовольство мужу в лицо и ради него готова была на любые жертвы. «Она ему подлинная раба», – утверждала Ирина.
Дочь Рязанова Ольга появление мачехи восприняла, конечно, без энтузиазма. Тем более что её мама поначалу настраивала дочь против отца и даже запрещала ей видеться с ним. А вот Николай, сын Нины Скуйбиной, принял известного отчима более благосклонно.
«Встреча моей матери с Эльдаром Александровичем была для них счастьем, свалившимся с небес», – делился сын Нины Скуйбиной.
Нина Скуйбина стала женой и музой Рязанова. Она ездила с ним на съёмки, сглаживала конфликты с актёрами, заботилась о том, чтобы он вовремя поел, отдохнул. Друзья вспоминают, что Рязанов не просто безумно любил Нину, он был к ней привязан, как ребёнок.
Именно за годы жизни с ней Эльдар Александрович снял свои самые пронзительные картины: «Ирония судьбы…» и «Служебный роман».
Все, кто их знал, уверяют, что они просто светились счастьем!
На это счастье им было отведено всего 20 лет. В октябре 1993-го у жены Эльдара Рязанова обнаружили рак.
Рязанов хватался за любую соломинку, чтобы спасти жену, – доставал дефицитные лекарства, возил на лечение в Германию. Но чуда не произошло.
В конце мая 1994 года Нины Скуйбиной не стало. По словам друга Рязанова Василия Катаняна, последнее время она ужасно страдала и сама ввела себе лекарство, чтобы прекратить мучения. Перед этим она простилась с мужем и сыном.
Её похоронили на Новодевичьем кладбище. На похоронах присутствовала даже Наина Ельцина, которая подружилась с Рязановыми во время съёмок его фильма о Ельцине.
На могиле любимой жены Эльдар Александрович установил большой камень, разбитый на две половины. Говорят, он просил похоронить его здесь же.
После смерти Нины 65-летний Рязанов был уверен, что никогда больше не женится. «Никто не заменит мне Нину», – уверял он.
Ирония судьбы
Однако вскоре рядом с ним появилась 51-летняя журналистка Эмма Абайдуллина.
Они познакомились ещё в 1987 году на международном кинофестивале в Москве, когда та брала у Эльдара Александровича интервью. С тех пор они иногда пересекались. По словам Эльдара Александровича, Эмма была ему явно симпатична. И, как ему казалось, он ей тоже. Позже Рязанов окрестил их тогдашние отношения «коридорным флиртом».
После смерти же Нины Эмма окружила тосковавшего Рязанова вниманием и заботой, к которым он привык и которых ему теперь так не хватало.
И уже через полгода после смерти Нины Эльдар Александрович представил Эмму своим друзьям. Те приняли её благосклонно: «Она произвела на нас хорошее впечатление и всем понравилась. С лёгким характером, контактная, образованная, Эмма пытается отучить Элика от любимых блатных песен и водит в консерваторию, ибо хорошо знает классику. Он очень влюблён – судьба подарила ему ещё одну радость взамен огромного горя…» – делился Василий Катанян.
В феврале 1995 года Эльдар Рязанов сделал Эмме официальное предложение. Свидетелем на их свадьбе был Александр Ширвиндт. Василий Катанян, который «свидетельствовал» на двух предыдущих, отказался, сославшись на то, что оба брака плохо закончились.
Позже Рязанов объяснял причину столь скоропалительной женитьбы тем, что если у мужчины был прекрасный опыт совместной жизни, то он подсознательно уверен, что так же замечательно будет и в следующий раз. Себя он называл живым подтверждением этого житейского вывода.
«Я вам должен сказать, что лично у меня началась новая жизнь. Мне невероятно повезло. Потому что в той ситуации, в которой я оказался, я думал, что жизнь уже кончилась… Ничего подобного! Жизнь не кончилась, жизнь продолжается, и я благодарю судьбу за то, что встретил Эмму. Я её очень люблю и надеюсь, что нам вдвоём будет хорошо», – объявил он своим друзьям на первой годовщине их свадьбы.
Первый тост тогда он всё-таки поднял за Нину, после чего призвал всех «жить сегодняшним днём, сегодняшней жизнью, потому что всё у нас ещё «спереди».
Эмма, как когда-то и Нина, сдувала пылинки со своего гениального мужа. «Она была его оруженосцем, командиром, музой. Сколько стихов он посвятил ей! Как она ухаживала, билась за него», – вспоминал известный кинокритик Александр Мельман.
Правда, с дочерью Эльдара Александровича у Эммы отношения не сложились. Но и Ольга признавала, что без поддержки последней жены отцу было бы очень тяжело.
Сам Рязанов не раз заявлял, что если бы не Эмма, то ему, может, и не стоило бы жить. «Оттого, что мы вдвоём, мы ещё живы», – признавался как-то он.
В своё время Рязанов заметил, что многие уверены, что любили, но, по большому счёту, прожили жизнь без любви. Принимали за это чувство мимолётные увлечения или просто привязанности.
«С моей точки зрения, способность любить – это как талант, который либо дан человеку, либо нет», – был убеждён Эльдар Рязанов.
Судя по всему, он сам этим талантом владел в полной мере. И воплотил в своих фильмах, большая часть из которых может считаться настоящим гимном любви.
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, как актёры знаменитой комедии «Служебный роман» повторили судьбы своих героев.