Кровавое солнце пустыни: кто и зачем решил реабилитировать басмачей?
Газета "Новое дело" №39 от 07.10.2021
Подписка на газетуВласти некоторых бывших советских республик в Средней Азии вознамерились реабилитировать басмачей, воевавших с Россией в начале ХХ века. Первыми на это пошли власти Узбекистана, на очереди — Казахстан и Киргизия. Басмачей там не только реабилитируют, но и создают из них настоящий культ национальных героев…
Особенно это дело сегодня процветает в Узбекистане, где совсем недавно официально признали невиновными главарей всех басмаческих шаек, уничтоженных войсками Красной армии и ОГПУ в
20 – 30‑е годы. Как заявил по этому поводу президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, тем самым «были восстановлены честные имена 115 наших предков, которые боролись за национальную независимость Узбекистана и пострадали от незаконных действий тоталитарного советского режима… Очевидно, что были репрессированы лидеры с большим потенциалом, учёные, литераторы, врачи, учителя. Они были лучшими представителями нашего народа. Тоталитарному режиму не нужны умные люди, которые открыли бы глаза нации, укрепили бы её самосознание. Они провинились лишь в том, что были великими».
Нечто подобное очень скоро ожидается и в Казахстане. Там член здешней государственной комиссии по реабилитации «жертв политических репрессий» и депутат от правящей назарбаевской партии Берик Абдыгалиулы предложил признать недействительными все юридические решения советской власти 20‑х и 30‑х годов по фактам преступлений со стороны басмачей. Аргумент казахстанского чиновника просто потрясающий – «их жертвами были всего лишь красные, которых убивать не было грехом» (?!). И судя по всему, высшее руководство Казахстана вполне согласно с этим мнением…
Из бандитов в «борцы за свободу»
А теперь посмотрим внимательно на этих азиатских героев и разберёмся, что это были за «учёные, литераторы и врачи» (говоря словами узбекского президента). Слово «басмач» происходит от тюркского «басма», то есть вооружённый налёт. Говоря проще, местные жители издревле так называли разбойников с большой дороги. Когда в конце XIX века регион был присоединён к Российской империи, некоторые из этих разбойников возвели себя в ранг «защитников мусульманской веры и борцов с русскими захватчиками». Но на деле это была только ширма, которая прикрывала банальную уголовщину во главе с опытными и авторитетными головорезами (вот вам и «врачи» с «учителями»!).
Историки пишут, что «отряды басмачей делились на мелкие (до сотни человек) и крупные, объединявшие несколько тысяч разбойников. Тактика басмачей была типична для партизанской войны в горных и пустынных районах: они старались избегать столкновений с многочисленными и хорошо вооружёнными отрядами регулярной армии. Упор делался на организацию засад и лихие рейды кавалерии. Людей чаще всего резали по ночам. Как правило, пункты базирования басмачи организовывали в труднодоступных местах. Разведывательной информацией их обеспечивали сочувствующие местные жители».
Политические воззрения у басмачей при этом были разными – от мусульманского фанатизма, типа нынешних экстремистов из какого-нибудь ИГИЛ (организация, запрещённая в России) до монархизма (это когда бандиты выступали сторонниками местных эмиров и ханов). Но всех их роднило одно – крайняя русофобия и дикая жестокость в отношении русских солдат или переселенцев из России…
С этим пришлось столкнуться ещё во времена Российской империи. В 1916 году, во время Первой мировой войны, имперские власти попытались мобилизовать местное население на выполнение окопных и иных инженерных работ в тылу русских армий, ибо на фронте не хватало рабочих рук. В ответ на территории нынешних Казахстана, Киргизии и Узбекистана началось народное восстание. Резко активизировались и басмаческие шайки. Именно они творили чудовищные зверства в отношении русских людей.
Только по официальным отчётам царских чиновников, за несколько месяцев 1916 года погибло 2325 русских жителей, 1384 человека пропали без вести. Некоторые из тех, кто выжил, оставили страшные описания жестокости кочевников, если последним удавалось захватить русских в плен: вспарывали животы, сажали на кол, отрезали головы, с живых людей снимали кожу…
Но наибольшего размаха зверства басмачей достигли в годы Гражданской войны и ещё полтора десятка лет после неё, когда по территории бывшей Российской империи прокатилась революционная смута, а советская власть ещё долго не могла укрепиться в этом регионе. Шайки басмачей в это время выросли до огромных размеров, и борьба с ними оказалась весьма непростой. Вот только небольшая хроника зверств, творимых «борцами за национальную независимость»…
«Дети разрубались шашкой…»
В 1922 году в руки советской власти попал некто Муэтдин Усман Алиев, главарь одной из самых жестоких басмаческих шаек. Этот неграмотный киргиз начал творить свои «подвиги» ещё при царском правительстве. Будучи осуждённым за убийство на пять лет каторги, он бежал из тюрьмы в горы, где примкнул к шайке басмача Османа Курбаши. Вскоре он убил Османа, объявил себя главарём и начал заниматься грабежами и набегами. А в 1918 году провозгласил себя «борцом за мусульманскую веру». Из данных следствия:
«Захваченные в плен красноармейцы бандой Муэтдина подвергались мучительной смерти, в частности в кишлаке Кокджар был зверски уничтожен гарнизон полка красных коммунаров. Нападения на посёлки и кишлаки сопровождались, как правило, поголовным истреблением русского населения и всех заподозренных в сочувствии советской власти мусульман…».
Одно из самых страшных своих преступлений Муэтдин совершил 13 мая 1921 года. В этот день его банда напала на продовольственный транспорт, шедший в город Ош:
«Транспорт сопровождался красноармейцами и продармейцами, каковых было до 40 человек. При транспорте находились граждане, в числе коих были женщины и дети; были как русские, так и мусульмане. Вёз транспорт пшеницу – 1700 пудов, мануфактуру – 6000 аршин и другие товары. Муэтдин со своей шайкой напал на транспорт. Нападением руководил сам и проявлял особую жестокость. Так, пленные красноармейцы сжигались на костре и подвергались пытке; дети разрубались шашкой и разбивались о колёса арб, а некоторых разрывали на части, устраивая с ними игру «в скачку», то есть один джигит брал за одну ногу ребёнка, другой – за другую и начинали на лошадях скакать в стороны, отчего ребёнок разрывался; женщины разрубались шашкой, у них отрезали груди, а у беременных распарывали живот, плод выбрасывали и разрубали. Всех замученных и убитых в транспорте было до 70 человек…».
Муэтдина в 1922 году выдали местные жители, которые сами стали страдать от его набегов и зверств не меньше русских – к примеру, следствием было установлено, что в некоторых ферганских кишлаках не было девочки старше 10 лет, не изнасилованной Муэтдином. Не удивительно, что смертный приговор бандиту, которого судили в городе Ош, был встречен бурной народной радостью – сразу после расстрела душегуба толпа бросилась к яме и стала закидывать её заранее заготовленными отбросами и нечистотами…
…Январь 1924 года. Крупные силы узбекского басмаческого главаря Джунаид-хана осадили город Хиву. Находившиеся в городе 290 красноармейцев стойко отбивали атаки. В плен они старались не попадать, потому что хорошо знали нравы басмачей. Историки пишут: «Везде, куда басмачам удалось ворваться, они истязали людей. Отрезали головы, сдирали кожу, жгли живьём пленных красноармейцев. Более 200 человек советских служащих они истребили и покалечили в течение двух дней».
При обороне Хивы страшной смертью погиб красный командир из числа воинов-интернационалистов, венгр Анжелло. Он был тяжело ранен в бою и захвачен басмачами. Его долго и изощрённо пытали, а затем ещё живому отрезали голову и, насадив на кол, выставили у ворот крепости. Но это не сломило дух защитников Хивы. Они дождались помощи и разбили Джунаид-хана. В ходе отступления бандитов случилась ещё одна трагедия.
Басмачей, кроме красноармейцев, преследовали два аэроплана. Один из них во время боевого захода потерпел аварию и вынужден был приземлиться рядом с бандой. Как говорится в официальной сводке, лётчики Фоменко, Козлов и Рыльский, окружённые бандитами, бились до последнего патрона. Фоменко и Рыльский были убиты, а вот Козлова взяли в плен, после чего лётчика привязали к машине и сожгли вместе с самолётом…
…Апрель 1929 года. В горах Таджикистана через афганскую границу прорвалась крупная банда басмачей во главе с беком Максумом. Банда сильно углубилась на советскую территорию, где начала жестоко истреблять местных советских активистов и милиционеров. Но в первых же столкновениях с частями Красной армии бандиты потерпели поражение и начали стремительный отход. В числе преследователей был отряд под командованием Ивана Панфилова (будущего героя Великой Отечественной войны, одного из защитников Москвы). В разрушенном кишлаке панфиловцы обнаружили привязанного к дереву красноармейца, у которого были выколоты глаза, отрезан язык, а на груди вырезана звезда. После этого Панфилов приказал в плен бандитов не брать. Вскоре банда Максума попала в засаду и была почти поголовно уничтожена.
…Май 1931 года. Начальник одной из пограничных застав на Памире Михаил Шапутько вместе с небольшой группой пограничников случайно наткнулся на банду известного головореза Матбазил-хана, шедшую из Афганистана. Пограничники приняли неравный бой. Командир приказал своим отходить, а сам остался прикрывать отступавших бойцов. В ходе перестрелки Шапутько был ранен и попал в плен. Басмачи подвергли пыткам начальника заставы, выжгли ему глаза, а потом привязали к тутовому дереву, обложили сухим камышом и сожгли заживо…
Играют с огнём
Пусть читатели поймут меня правильно. Я никоим образом не хочу бросить тень на народы, живущие в Средней Азии – все эти зверства творили отнюдь не народные массы, а выродки из числа узбеков, туркменов, киргизов или казахов, которые, словно волки, одурели от пролитой крови и потому превратились в самых настоящих упырей. И местное население от них страдало не меньше, чем русские люди. Кроме того, во всех республиках сегодня немало честных историков, которые без прикрас описывают деятельность басмаческого движения…
Но у меня есть вопросы к правящим кругам этих республик, которые вдруг решили сделать из упырей национальных героев, да ещё приравняли их к «невинным жертвам советского тоталитаризма»! Зачем им это надо?
Сегодня некоторые наши аналитики пишут, что это всё результат тайной подрывной деятельности Запада, который изо всех сил пытается вбить клин между бывшими советскими республиками и Россией, в том числе и на историческом поле. Например, казахстанский чиновник Берик Абдыгалиулы, который не видит никакого преступления в том, что басмачи убивали большевиков, является типичным агентом западного влияния в республике, проходившим неоднократные стажировки в ряде университетов США. Видимо, по заданию своих кураторов он и пытается реабилитировать русофобов-басмачей…
Что ж, это вполне возможно… Однако неужели эти деятели не видят в басмаческой реабилитации опасности для своих стран?! Мало того, что такая реабилитация явно спровоцирует рост межнациональных противоречий и ослабление связей с Россией, от которой очень сильно зависит экономика всех без исключения государств Средней Азии, так она ещё явно вдохновит всех местных экстремистов, вроде исламских террористов. А эти террористы ненавидят не только русских, но и своих правителей, которых также считают «неверными собаками» – тем более под боком находится Афганистан, уже захваченный исламистами, явно стремящимися расширить зону своего влияния на постсоветском пространстве…
В общем, правители Средней Азии сегодня явно играют с огнём, который однажды может уничтожить их самих. И не похоже, что они эту опасность хоть как-то осознают…