Кто формирует моду на еду и что она нам даёт?
Газета "Нижегородская правда" №37 от 26.05.2021
Подписка на газетуУ еды тоже есть мода. Если в советское время классический завтрак состоял из бутерброда с сыром и кофе со сливками, то сейчас их постепенно вытесняют авокадо-тост и кофе с миндальным молоком. Пищевые модники едят также искусственное мясо и йогурты с семенами чиа. Отдельные продукты возводятся в культ, становясь иногда чем-то большим, чем еда. Кто же формирует эту моду и что она нам даёт?
Съешь меня
Ещë каких-то полгода назад я терпеть не могла авокадо. То ли овощ, то ли фрукт – ни вкуса, ни запаха. Ко всему прочему найти спелый плод то ещë приключение.
Но авокадо сейчас повсюду! Помимо того, что этот фрукт едят и в элитных ресторанах, и в студенческих общагах, и в однокомнатных хрущëвках, его изображение печатают на футболках, носках, чехлах для смартфонов… В виде авокадо делают игрушки, брелоки, а два года назад компания Saucony даже выпустила кроссовки, которые выглядят, как авокадо-тост. В честь авокадо называют кафе, магазины и даже… котов. Разве можно устоять?
Не устояла и я. Пытаясь раскрыть загадку авокадо, я упорно покупала его, пробуя в разных видах. Постепенно это переросло в привычку. И теперь угадайте, куда тянется моя рука каждый раз, когда я прихожу в супермаркет? Правильно, к ним, к родимым авокадо. И если попадается спелый, то беру сразу два, а то и три. Вкусно!
– Попробуй, я сама раньше не любила, – важничаю перед подругой, будто теперь принадлежу к касте избранных.
Авокадо без преувеличения – еда века! А ведь совсем недавно на этом пьедестале находилась крупа киноа. Генеральная Ассамблея ООН даже объявила 2013 год годом киноа. Но успех авокадо повторить крупе сложно – на футболке смотреться не будет.
Крутой замяс
Вприкуску с киноа сторонники здорового образа жизни и их подражатели уплетали спаржу, ягоды годжи и семена чиа. А рестораны и кафе повально подают мидии.
Одно время было модно есть стейк с кровью и закуску из сырого мяса тартар, но из-за санкций, по словам гурманов, наблюдается напряжëнка с качественными стейками. И в тренде сейчас искусственное мясо! В столице заведения предлагают его повсеместно. В Нижнем Новгороде можно попробовать пока только в одном кафе, но наверняка эту фишку скоро подхватят и другие.
Моя подруга раньше пила литрами кофе, а теперь заваривает матчу.
– Сделать тебе? – спрашивает. Но пока эта зелëная субстанция вызывает у меня только отвращение.
Зато в свой кофе я с некоторых пор периодически добавляю кокосовое или миндальное молоко – ещë один модный продукт, который щедро пропагандируют ненавистники коровьего молока, считая его чуть ли не ядом.
Так нужно ли следовать моде на еду или этому надо сопротивляться?
Стейк из капусты
Эксперты уверены: мода на еду выгодна прежде всего тем, кто еë продаëт. Как только та же киноа стала популярной, цена на эту крупу выросла в 10 раз!
– В основе отношения человека к моде может лежать постоянный искренний интерес к новому, желание внести необычные ощущения в свою жизнь, стремление быть как все и подавление своих индивидуальных чувств, – говорит психолог Анна Митрофанова. – Также нужно принять во внимание маркетинговые приëмы по продвижению того или иного продукта, начиная от расположения его на полках магазинов до внедрения образа продукта в массовую культуру. Психологические приёмы маркетинга связаны с созданием иллюзии избранности («только самые умные люди едят авокадо»), формированием общественного мнения, на которое мы все так или иначе реагируем («все молодые люди любят есть мидии»), игрой на чувстве страха потери («кто ест киноа, тот живёт долго»), обещанием привилегий и быстрых результатов («будешь есть сельдерей, быстро похудеешь»).
Самое важное, по мнению специалиста, критически осмысливать то, что нам предлагают. Одно дело – желание понять положительные стороны какого-то нового блюда, найти способ ввести продукт в свой рацион, и совсем другое – есть его через силу. Это две противоположные стороны одного процесса.
– Если человек в любой ситуации сохраняет свою личностную целостность, принимает решения не только на основе эмоций, но и фактов и личного отношения к происходящему, открыт к знаниям и стремится к расширению жизненного опыта, то мода на продукты может внести новые яркие краски в его жизнь, – говорит Анна Митрофанова.
А потом эта еда может стать даже частью повседневных привычек. Вот жили мы раньше как-то без роллов, напоминает ресторанный критик Катерина Смирнова, а теперь они для нас – неотъемлемая часть стола: «встречаемся чаще, чем с оливье, пельменями, борщом».
– Почему авокадо с нами надолго? Потому что он чуть ли не единственный жирный и несладкий плод. И оказался сразу в топе и у вегетарианцев, и у мясоедов, и у фанатов кето- или палеодиет. Кроме того, он придаёт изысканность блюду, достаточно нейтрален на вкус, чтобы не затмевать основной ингредиент (рыбу в роллах, сыр в салатах, мясо в некоторых видах поке), создаёт «тело», добавляет цветовой гаммы, обладает не заоблачной себестоимостью, но при этом позволяет увеличить ценник на конечный продукт (сравните цены на «Филадельфию» с огурцом и авокадо). Кроме того, у авокадо классный имидж здоровой еды, который подтверждают последние исследования. Словом, за модой часто стоят объективные, в том числе экономические причины, – объяснила Катерина Смирнова.
В ближайшем будущем, по словам Катерины, на фоне роста популярности кето-питания (диеты с большим содержанием жиров и белков и низким – углеводов), будет расти спрос на чиа. Люди на этой диете совсем не употребляют сахар, а из чиа получаются неплохие десерты.
На фоне так и не снятых европейских санкций наблюдается тренд на локальные продукты и овощи.
– В каждом втором заведении теперь есть стейк из капусты: и дёшево, и вкусно, и стильно, – говорит Смирнова. – В ближайшем будущем, думаю, нас ждёт много-много капусты, корнеплодов и ещё больше местных трав, ягод и грибов.
Остаëтся надеяться, что капуста в отличие от киноа, в 10 раз не подорожает. Но как знать…