Кто и зачем обвиняет Сталина в антисемитизме
Газета "Новое дело" №46 от 24.11.22
Подписка на газетуЭта драматическая история развивалась ровно 70 лет назад. Тогда, в начале 1950‑х годов, сталинским МГБ были арестованы медицинские работники, занимавшиеся лечением высшего руководства страны. Органы следствия пришли к выводу, что эти врачи через неправильные диагнозы якобы хотели убить как самого Сталина, так и его окружение…
В общем-то «дело врачей» стало только частью грандиозной политической кампании, жертвой которой стали советские люди еврейской национальности, которых обвинили в сионизме (то есть в еврейском национализме). В январе 1953 года главная газета страны «Правда» сообщила о «деле врачей» следующее:
«Большинство участников террористической группы… были куплены американской разведкой. Они были завербованы филиалом американской разведки – международной еврейской буржуазно-националистической организацией «Джойнт». Грязное лицо этой шпионской сионистской организации полностью разоблачено».
А до этого примерно в таких же «прегрешениях» обвинили фигурантов более ранних дел о Еврейском антифашистском комитете, о «безродных космополитах» (главным образом это относилось к представителям именно еврейской интеллигенции) и т.д. Я не буду писать об этих делах и об обоснованности обвинений – их связывает лишь еврейская линия, и каждое такое дело, как и каждый фигурант, заслуживает отдельного журналистского материала. Скажу лишь о мифе, который все эти дела породил и который до сих пор активно использует антироссийская пропаганда, в том числе и за рубежом…
Планы нового Холокоста?
Речь идёт о легенде, согласно которой Сталин, который якобы был так сильно разгневан на сионистов, что в 1953 году собирался обвинить во враждебной деятельности всех советских евреев и депортировать их на вечное поселение в Сибирь. Согласно этой легенде, 8 марта 1953 года якобы должен был состояться громкий судебный процесс над еврейскими врачами-убийцами, а сразу после суда их должны были повесить прямо на Красной площади (?!). После чего должно было выйти постановление ЦК о выселении всего еврейского населения куда-то в таёжную глушь Дальнего Востока.
Якобы под это дело массово строились новые концентрационные лагеря, ко всем крупным советским городам подгонялись специальные эшелоны, а органы госбезопасности готовили огромные списки выселяемых. И только неожиданная смерть Сталина 5 марта избавила евреев от нового Холокоста – преемники вождя, чтобы не будоражить мировое сообщество, отказались от дьявольских сталинских планов!
Насколько же обоснованы эти слухи? С одной стороны, почва для них вроде была – ведь были и гонения на «космополитов», и «дело врачей», а сионизм в начале 50‑х годов советские газеты ругали очень сильно. Но насколько далеко всё это могло зайти?
Видный сталинский сподвижник, еврей по национальности, Лазарь Каганович, который прожил очень долгую жизнь, всегда категорически отрицал планы Сталина по выселению евреев, называя их грязной информационной спекуляцией. Примерно то же самое говорил и другой свидетель эпохи, генерал НКВД-МГБ Павел Судоплатов (который был женат на еврейке). Судоплатов до конца своих дней был убеждён, что за всеми разговорами по выселению евреев стояли лишь пустые слухи. А в «деле врачей» и в «деле космополитов» видятся лишь отголоски очередной политической борьбы, разгоревшейся в высших эшелонах власти в конце 40‑х годов…
Уже в 2001 году вышло капитальное исследование известного российского историка Геннадия Костырченко под названием «Тайная политика Сталина. Власть и антисемитизм», где есть глава под характерным названием «Миф о депортации». В этой главе учёный буквально камня на камне не оставил от легенды о выселении. Костырченко в этой связи справедливо заметил:
«Несмотря на предание гласности после августа 1991 года всех самых секретных политических архивных материалов сталинского режима, не было обнаружено не только официальной директивы, санкционирующей и инициирующей депортацию, но даже какого-либо другого документа, где бы она упоминалась или хотя бы косвенно подтверждалась её подготовка (в том числе пресловутые сотни тысяч страниц списков евреев на выселение). Если бы нечто похожее существовало в действительности, то непременно обнаружилось бы, как это произошло с другими утаёнными советским режимом документами».
То же самое можно сказать и про железнодорожные эшелоны, которые должны были перевозить выселяемых евреев. Их следов – то есть специальных распоряжений тогдашнего железнодорожного начальства, списков литерных поездов, их маршрутов к лагерям на Дальнем Востоке – не обнаружилось нигде: ни в архивах Москвы, ни Петербурга, ни нашего Нижнего Новгорода, ни других крупных городов страны. Это значит, что никто никого и никуда вывозить в 1953 году не собирался!
Борьба без правил и принципов
Выскажу свои соображения насчёт тех событий. Здесь я отчасти согласен с Судоплатовым, который указал на обострение политической борьбы в 40‑х – начале 50‑х годов, которая проходила в Кремле. Суть этой борьбы заключалась в том, что на смену старому сталинскому руководству шло новое поколение советских начальников.
«Старики» своего места уступать без боя явно не желали, вот и разгорелась нешуточная схватка за место под властным солнцем (нюансы этой борьбы хорошо отражены в книге историка Евгений Спицына «Осень патриарха» – очень рекомендую её к прочтению). А поскольку политические нравы той эпохи были жёсткими, то обратной стороной борьбы стали многочисленные дела МГБ по обвинению в «измене Родине», да ещё с национальным уклоном. Кстати, здесь использовалась не только «еврейская тема», но были даже обвинения… в «русском национализме» (!). Например, «Ленинградское дело», когда заинтересованные лица из ЦК ударили по конкурентам из ленинградской партийной организации, которые якобы хотели отделить РСФСР от СССР.
Что же касается «еврейских заговоров», то, например, в основе «дела Еврейского антифашистского комитета» лежал тайный политический подкоп под министра иностранных дел СССР Вячеслава Молотова, женатого на еврейке Полине Жемчужиной, бывшей активистке комитета. А вот «дело врачей» стало следствием многочисленных политических интриг вокруг министра МГБ Виктора Абакумова, которого обвинили в «потере бдительности» перед лицом западных спецслужб, частью которых якобы являлись сионисты.
…Ситуация усугублялась ещё и тем, что неприязнь к сионистам испытывал сам Сталин. И связано это было с образованием в 1948 году государства Израиль. Дипломатическую миссию нового государства в Москве тогда возглавила известная деятельница сионистского движения Голда Меир. 3 октября 1948 года она посетила московскую синагогу, где её встречала восторженная 50-тысячная еврейская толпа. Массовая демонстрация повторилась и через десять дней в еврейский праздник Судного дня – причём приехали даже евреи из далёкого Новокузнецка!
Советское руководство не ожидало столь глубокого проникновения национально-религиозных идей в среду советского еврейства – это явно стало очень неприятным сюрпризом для Кремля. А скоро отношения с Израилем совсем ухудшились.
Дело в том, что советские лидеры очень надеялись перевоспитать сионистов в коммунистическом духе и сделать новое еврейское государство частью социалистического лагеря. Была организована масштабная военная помощь – она шла главным образом через Чехословакию, где наши инструкторы обучали первых израильских лётчиков, танкистов и пехотинцев, через эту же страну направлялась боевая техника для нужд армии Израиля.
Сионисты помощь от Сталина приняли, а вот становиться коммунистами не захотели, предпочтя Запад и его политические структуры. Неудивительно, что советско-израильские отношения стали резко охладевать – израильтяне для Сталина стали отныне «агентами американского империализма». Ушлые советские начальники уловили эту тенденцию, поэтому любые обвинения в сионизме стали очень удобным инструментом в подковёрной борьбе за власть.
Впрочем, свою нелюбовь к сионизму Сталин точно не распространял на весь еврейский народ. Тот же Лазарь Каганович всегда смеялся, когда ему говорили о якобы имевшем месте природном антисемитизме вождя. По его словам, Сталину, как и любому другому великому человеку, всегда было чуждо деление людей по национальному признаку – он людей оценивал лишь с точки зрения их профессионализма, преданности идеям коммунизма и советской Родине…
Двое из зарубежного ларца
Кстати, само «дело врачей» опровергает пресловутый «сталинский антисемитизм». Сохранились любопытные воспоминания бывшего следователя по особо важным делам МГБ СССР Николая Месяцева. Этот человек утверждает, что Сталин с самого начала сомневался в этом деле – по словам Месяцева, ему и ещё нескольким сотрудникам МГБ было поручено провести надзор за расследованием. И вот что удалось выяснить:
«Искусственность сляпанного «дела врачей» обнаруживалась без особого труда. Сочинители даже не позаботились о серьёзном прикрытии. Бесстыдно брали из истории болезни высокопоставленного пациента врождённые или приобретённые с годами недуги и приписывали их происхождение или развитие преступному умыслу лечащих врачей. Вот вам и «враги народа».
Месяцев указывает, что уже в середине февраля 1953 года было подготовлено официальное заключение, согласно которому дело было сфальсифицировано от начала и до конца. Сталин просто не успел утвердить это заключение по причине смерти, последовавшей в марте. Поэтому все поздние попытки привязать прекращение дела именно к сталинской смерти, а уж тем более разговоры о «сталинских планах по депортации евреев» являются лишь политической спекуляцией, не более.
Однако миф о депортации гуляет вплоть до сегодняшнего дня. Поэтому возникает подозрение, что на эту тему существует определённый политический заказ. Чей? Первым заказчиком, возможно, в своё время выступило политическое руководство Израиля. В конце 80‑х годов это руководство удачно воспользовалось начавшейся в нашей стране перестройкой, чтобы выманить к себе как можно больше советских евреев – Израиль традиционно страдает нехваткой людских ресурсов. По всей видимости, для этого и решили реанимировать миф о «депортации».
Поэтому, наверное, далеко не случайно в 1990 году в Москве появился якобы документальный роман «Коридоры смерти», где красочно и со всеми подробностями были изложены известные мифы о сталинском выселении евреев. То была самая настоящая информационно-психологическая операция, где мастерски применили все известные приёмы по нужной обработке населения. Изданию дали просто бешеную и невиданную доселе рекламу, развернувшуюся на страницах ведущих тогда советских СМИ, плюс огромные тиражи – до 500 тысяч экземпляров!
В общем, дело было сделано – российских евреев напугали не только делами дней минувших, но и намёками на то, что в раздираемом перестройкой Советском Союзе подобное может повториться. И в эмиграцию подались сотни тысяч евреев…
А сегодня миф вовсю используют наши либералы, вроде таких иностранных агентов, как живущие за границей писатель Борис Акунин и бывший российский олигарх Михаил Ходорковский. Именно эти деятели в своё время активно ратовали за отмену советского прошлого, за принятие законов, объявлявших сталинский НКВД преступной организацией, а Сталина, как историческую личность, очень желали приравнять к Гитлеру. Сегодня они эти темы активно продвигают на Западе, где легенда об «антисемитизме Сталина» получила большое хождение…
…Вот почему этот миф сегодня следует рассматривать вовсе не с точки зрения исторической достоверности, а исключительно с точки зрения антироссийской пропаганды – большего он не заслуживает.
Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, как Михаил Горбачёв стал агентом западного влияния в СССР.